Табула шестая. «Детский» Гейне

Выпуск 6
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В самой читающей стране мира художественные книги можно было купить только по знакомству или с переплатой. Валерий Гаврилин тратил все свои скромные сбережения на издания русских и зарубежных классиков. Домашняя библиотека родилась из старенького томика стихов Гейне, любимого автора ещё с детства. Валерий вспомнил о нём, когда во время учёбы в консерватории искал тексты для экзаменационной работы по композиции.
«Детский» Гейне в зрелом возрасте раскрылся по-новому, поразив психологически тонко выписанными характерами героев. Гаврилин написал шесть сценок, объединив их в вокальный цикл «Немецкая тетрадь». Солист предстал в роли поющего актёра, разрывающего вокальные фразы речитативными фрагментами.
Табула шестая. «Детский» Гейне
Педагог не оценил стилистических находок и назвал сочинение «ущербным». В подавленном состоянии Валерий вернулся домой, вышел на балкон, перелез через перила… В последний момент жена удержала его от падения, чудом успев схватить за подол плаща. Обнявшись, они долго сидели в комнате, не проронив ни слова. Вдруг Гаврилин «ожил», вынул из кармана скомканные нотные листы и попросил супругу обязательно их сохранить.
Пройдёт 10 лет, и композитор вернётся к стихам последнего немецкого романтика. Для музыкально-драматической выразительности Гаврилин сопроводит пение пантомимой. В зависимости от содержания текста она изображает то военную маршировку, то светские танцы, то погребальное шествие… Несколько номеров исполняются за кулисами, нарушая привычную статичность камерного концерта.
Вторая «Немецкая тетрадь» получилась почти в два раза больше юношеского опыта. К тому моменту Гаврилин сумел достать полное собрание сочинений Гейне. Когда жена однажды его спросила, будет ли Третья «Немецкая тетрадь», Валерий Александрович ответил, что они с Гейне со своей страстной тоской по идеалу никому не нужны в циничном современном мире.

Последние выпуски программы

Табула двадцатая. С чего начинается Родина

Гребни волн Кубенского озера набегают на мелководье. На песке топчется маленький мальчик, не решаясь искупаться: озеро огромное, и парнишка называет его морем. Чтобы увидеть, как в синеву окунается желток солнца, залезает на крышу рядом стоящей церкви.

Табула девятнадцатая. Премьера всей жизни

Ночной поезд Ленинград — Москва мерно покачивает вагонами, убаюкивая пассажиров. Но в одном купе всё ещё горит свет: Валерий Гаврилин перелистывает ноты своего нового сочинения «Перезвоны». Партитуру он везёт хоровому дирижёру Владимиру Минину, который 15 лет назад и вдохновил его на работу.

Табула восемнадцатая. По ком звонит колокол

В стране, ударными темпами строящей коммунизм, больше половины деревень стояли с заколоченными избами. Валерий Гаврилин искренне не понимал, как можно двигаться вперёд, забывая о прошлом, истоках, национальных традициях? Он писал статьи, выступал по радио, рассказывая о своём крестьянском детстве на Вологодчине.