Табула восемнадцатая. По ком звонит колокол

Выпуск 18
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В стране, ударными темпами строящей коммунизм, больше половины деревень стояли с заколоченными избами. Валерий Гаврилин искренне не понимал, как можно двигаться вперёд, забывая о прошлом, истоках, национальных традициях? Он писал статьи, выступал по радио, рассказывая о своём крестьянском детстве на Вологодчине, о соседе-гармонисте, виртуозно играющем на трёхрядке, о старушке, помнящей обряды ещё свой прабабки. Коллеги называли Гаврилина отсталым композитором и сторонились. Лучшими его друзьями были книги.
Однажды ему попался на глаза рассказ Василия Шукшина «Сельские жители». С первых страниц Гаврилин понял, что в своих устремлениях он не одинок, и принялся за хоровое сочинение, давно обещанное тогдашнему руководителю Ленинградской певческой капеллы Владимиру Минину. Услышав произведение на концерте, композитор понял, что оно не закончено. Поспешил сообщить дирижёру, что будет продолжение, и… пропал. «Я, как собака по следу ходит, ходит, ищет… нужное, так и я… пока у меня не родился замысел масштабного действа „Перезвоны“, — рассказывал Валерий Александрович.
Табула восемнадцатая. По ком звонит колокол
Название отсылает к древнему свидетелю народного быта — церковному колоколу, оповещавшему людей о войне и мире, свадьбе, рождении первенца, смерти, казни… Сама жизнь с её непрерывной цепью сменяющихся событий подсказала сюжет сочинения, поделённого на двадцать частей. Многие тексты композитор написал сам одновременно с музыкой.
В кульминационную сцену «Молитва» включил фрагменты из «Поучения Владимира Мономаха», кладезя духовных истин. Как человек верующий, регулярно посещающий храм, Гаврилин счёл правильным изложить предсмертную исповедь главного героя монологом чтеца. Хористов же заставил изрядно потрудиться над скороговорками на «птичьем языке»: кукарекать петухами, будя честной народ на зорьке, каркать воронами перед грозой, бухтеть кукушкой в лесу, ведя счёт отмеренным судьбой годам. Однажды Гаврилин признался, что номер «Вечерняя музыка» сочинил как реквием самому себе, полагая, что ничего подобного по мощи и силе воздействия на людей ему больше не написать. Работа над «Перезвонами» заняла 15 лет. После премьеры в Ленинградской филармонии Владимир Минин получил из зала от слушателя записку: «России нужны колокола, как нош-па с валидолом».

Последние выпуски программы

Табула семнадцатая. Я и рояль

Во время экскурсий по Невскому гиды советуют туристам побывать в бело-золотом Малом зале Ленинградской филармонии. На его сцене, освещённой бриллиантами огней роскошной люстры, часто звучит музыка, которую на других площадках города не услышишь, и выступают артисты, которых нигде больше не увидишь.

Табула шестнадцатая. «Чеховский» вальс

В то время, когда в космосе летали первые советские спутники, на балетной сцене порхали великая Уланова и несравненная Плисецкая. Длина очередей за билетами на их спектакли приближалась к окружности Земли. Студенту Ленинградской консерватории Валерию Гаврилину, чтобы окунуться в магию танца на пуантах, нужно было всего-навсего пройтись пешочком от дома до хореографической студии.

Табула пятнадцатая. Прыгнуть выше головы

Только самому отъявленному цинику могло прийти в голову разместить музыкальный интернат для одарённых детей в здании, из окон которого видна бывшая тюрьма и труба крематория. Стены интерната покрыты копотью. Приехавший в Ленинград Валера Гаврилин не может взять в толк, почему храм искусства такой чумазый.