Табула пятнадцатая. Прыгнуть выше головы

Выпуск 15
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Только самому отъявленному цинику могло прийти в голову разместить музыкальный интернат для одарённых детей в здании, из окон которого видна бывшая тюрьма и труба крематория. Стены интерната покрыты копотью. Приехавший в Ленинград Валера Гаврилин не может взять в толк, почему храм искусства такой чумазый. Прежде чем войти внутрь, он на всякий случай ещё раз осматривает свои старенькие, но до блеска начищенные ботинки, белую рубашку, явно ему маловатую.
Его встретил директор учебного заведения со словами: «Так вот ты какой Валерий Александрович Гаврилин, самородок из Вологды». Парнишка смущённо кивнул вихрастой головой. Через пять минут на медкомиссии его побрили наголо, и он стал выглядеть ещё более худым. Потом в столовой повариха накормила обедом, выдав по доброте душевной двойные порции. Но Валера по привычке подобрал со стола все хлебные крошки — в детдоме всегда хотелось есть… Его приняли, скорее, авансом. По крайней мере, сам Гаврилин позже шутил, что помог директор, оказавшийся земляком.
Табула пятнадцатая. Прыгнуть выше головы
14-ти летнему Гаврилину предстояло прыгнуть выше головы, чтобы догнать более обученных сверстников. Педагоги не переставали удивляться, как быстро мальчишка обрастает знаниями и профессиональными навыками. Внимание слушателей он привлекал не техникой, а живым, трепетным звуком. Вскоре Валерий переиграл все сонаты Бетховена и несколько его концертов, одолел виртуозного Листа!
Однажды придумал каденцию и понял, что фортепиано ему нужно, чтобы сочинять. Мелодические находки аккуратно записывал в специальную тетрадь, до поры до времени никому её не показывая. Но однажды попросил школьного товарища выучить его новую пьесу. Собрав импровизированный концерт, Гаврилин вышел на сцену и объявил: «ХолеовлИЯ». В замысловатом заголовке зашифровал начальные буквы фамилии, имени и отчества любимого виолончелиста Холостякова Леонарда Владимировича, а в окончании «И Я» «спрятал» себя. Возможно, именно тогда Гаврилин впервые постарался избавиться от природной скромности, так долго мешавшей ему в полной мере осознавать свой талант.

Последние выпуски программы

Табула семнадцатая. Я и рояль

Во время экскурсий по Невскому гиды советуют туристам побывать в бело-золотом Малом зале Ленинградской филармонии. На его сцене, освещённой бриллиантами огней роскошной люстры, часто звучит музыка, которую на других площадках города не услышишь, и выступают артисты, которых нигде больше не увидишь.

Табула шестнадцатая. «Чеховский» вальс

В то время, когда в космосе летали первые советские спутники, на балетной сцене порхали великая Уланова и несравненная Плисецкая. Длина очередей за билетами на их спектакли приближалась к окружности Земли. Студенту Ленинградской консерватории Валерию Гаврилину, чтобы окунуться в магию танца на пуантах, нужно было всего-навсего пройтись пешочком от дома до хореографической студии.

Табула четырнадцатая. О любви и смерти

Овдовевшие после Великой Отечественной войны русские женщины были несчастливы одинаково: недолюбившие, недорожавшие, со стёртой горем красотой, порушенной бедой судьбой — они навсегда остались в памяти композитора Гаврилина, выросшего в деревне, куда с фронта вернулся лишь один солдат, да и то калека.