Табула вторая. Лялька

Выпуск 2
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Лето на Вологодчине короткое, и деревенская ребятня с первыми лучами солнца дружно вываливала на улицу, чтобы вдоволь наиграться в казаков-разбойников. Валера Гаврилин заводилой не считался, но в смекалке и ловкости от товарищей не отставал, хотя был младше всех, да и росточком не вышел. Он с досадой вытягивал худенькую шею из укрытия, когда его окликала сестрёнка: «Лялька, беги скорее домой, сейчас мама вернётся с работы».
Никто не помнил, кто придумал столь необычное для мальчишки прозвище. Оно прилипло к нему из-за привычки мурлыкать себе под нос мелодии, смешно раскачиваясь из стороны в сторону как кукла-неваляшка. Клавдия Михайловна Гаврилина как человек партийный была строга с детьми. Но петь тоже любила. Чаще о тяжёлой вдовьей доле. Валера слушал её красивый голос и очень хотел, чтобы песня никогда не кончалась, а мама всегда была рядом. Но однажды Клавдия Михайловна домой не вернулась. Появившаяся на пороге крёстная, не сказав ни слова об её аресте, громко зарыдала. С тех пор парнишку называли не Лялькой, а сиротинушкой.
Табула вторая. Лялька
Вскоре Валеру Гаврилина отправили в детдом. Он мужественно принял суровый поворот судьбы, не очерствел, не растерял природной искренности, не оскудел сердцем и влюбился… в музыку. Не обласканный погибшим на фронте отцом и разлучённый с осуждённой по ложному доносу матерью, он находил в симфониях Чайковского и концертах Рахманинова ответы на жизненно важные для себя вопросы. Кроме одного. Почему мама не хотела, чтобы он стал музыкантом?
Клавдия Михайловна после освобождения долго отказывалась общаться с сыном. Но Валерий Александрович постоянно думал о ней. После премьеры цикла «Русская тетрадь» рассказывал, что образ главной героини списан с портрета матери, на долю которой выпали тяжёлые испытания.
Известие о том, что Клавдия Михайловна при смерти, застанет Валерия Александровича врасплох. С несвойственной его мягкому характеру настойчивостью он выбьет билет на скорый поезд и успеет попрощаться с матерью. Вернувшись домой, Гаврилин скажет жене: «Вот теперь я настоящий сирота», и заплачет.

Последние выпуски программы

Табула четвёртая. Раз-два-три, раз

В вологодском детском доме вечер танцев. Девочки в накрахмаленных платьицах и мальчики в отутюженных брючках кружат в вальсе по начищенному до блеска паркету актового зала. Валера Гаврилин одиноко стоит в углу и украдкой разглядывает одноклассниц, весело щебечущих у окна в ожидании кавалеров.

Табула третья. Безотцовщина

Бережно сохранённый семейный альбом может рассказать о близких людях гораздо больше, чем увесистые биографии и объёмные мемуары. Из единственного взгляда на фото вырастает удивительная история. Гостившая однажды в доме Гаврилиных родственница, увидев снимок композитора, сидящего на стуле с книгой, воскликнула: «Прям копия своего отца!».

Табула первая. Ленинградский вологжанин

Ленинград встречает приезжих «усталой» бронзой памятника Петру Первому, грязно-розового цвета колоннами-монстрами Исаакия, кинжальным шпилем Адмиралтейства; вычерченным, как по линейке, Невским проспектом с серыми фасадами домов и чёрной водой реки Мойки. Как трудно воспитаннику вологодского детского дома Валере Гаврилину понять строгую красоту чужого города.