В жизни каждого большого музыканта можно найти ключевое событие, резко меняющее его судьбу и определяющее всю дальнейшую карьеру. У Георгия Гараняна такой поворотной точкой стал день, когда он основал своё главное детище — ансамбль «Мелодия».
Это случилось в январе 1973 года. Росчерком пера расформирован один из лучших советских оркестров, которым восторгался великий Дюк Эллингтон — Концертный эстрадный ансамбль Гостелерадио под управлением Вадима Людвиковского. Без работы осталась плеяда виртуозов, «сливки» джазового поколения 60-х: сам Георгий Гаранян, пианист и аранжировщик Борис Фрумкин, трубачи Владимир Чижик и Герман Петров, саксофонист Алексей Зуев и другие. Добавив к ним еще нескольких выдающихся музыкантов — в частности, басиста Игоря Кантюкова, Георгий Гаранян по предложению фирмы «Мелодия» формирует и возглавляет эстрадно-джазовый ансамбль, чьей главной задачей стали студийные записи, издаваемые на пластинках.
Коллектив, получивший от «Мелодии» не только постоянную работу, но и название, стартовал с ходу, как ракета: первый же диск «Ваши любимые песни играет ансамбль „Мелодия“» разошёлся невиданным тиражом в 4 миллиона экземпляров. А всего за 9 лет руководства Гараняна было выпущено 16 больших альбомов — не считая маленьких пластинок, так называемых «миньонов», вмещавших 2-3 композиции. Изголодавшиеся по качественной эстраде и джазу граждане страны Советов вмиг сметали их с полок магазинов, а особо предприимчивые перепродавали втридорога на «чёрном рынке».
Записи оркестра состояли из двух частей: инструментальные пьесы и аккомпанемент вокалистам. Обе эти сферы Гаранян использовал для реализации своей главной миссии: популяризации джаза. Фирменное сочное звучание «Мелодии», стильные, «вкусные» аранжировки по очереди возносили на вершину тех, кто записывался с ансамблем: Людмилу Гурченко, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Андрея Миронова… К Гараняну и его музыкантам и вправду стояла очередь из звёзд: запись с ансамблем «Мелодия» означала гарантированный успех и огромные тиражи.
Композитор Давид Тухманов, жаждавший заполучить бэнд Гараняна для записи альбома «По волне моей памяти», месяцами ждал шанса вклиниться в забитый до отказа график «Мелодии». Отдельной эпопеей в истории коллектива стала запись сорока песен Владимира Высоцкого. Выпущенная лишь через 7 лет после смерти артиста, она стала единственной в СССР, где он спел в сопровождении оркестра.
Слава «Мелодии» достигла такого уровня, что композитор Альфред Шнитке и дирижёр Геннадий Рождественский именно Гараняна и его коллег пригласили участвовать в мировой премьере Первой симфонии Шнитке в Нижнем Новгороде, исполняя обозначенные в партитуре импровизационные фрагменты — звучание «Мелодии» было в те времена фирменным знаком, символом джазовой и эстрадной музыки.
Однако была и вторая сторона творчества ансамбля — тогда чуть менее заметная, но с сегодняшних позиций столь же важная. Гаранян и его коллеги приобщали советскую публику к современным течениям мирового инструментального джаза — от мейнстрима и би-бопа до джаз-рока и авангарда. Впрочем, это тема отдельного рассказа.