Табула одиннадцатая. Краснодар

Выпуск 11
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Славный город Краснодар, основанный в 90-х годах 18-го века повелением императрицы Екатерины Великой, 200 лет спустя пережил невиданный в своей истории культурный бум. С интервалом в несколько месяцев сюда на постоянную работу приехали две легенды — Юрий Григорович и Георгий Гаранян. Великий хореограф Григорович создал в Краснодаре собственный Театр балета, где сегодня идут все 18 произведений, поставленных в течение жизни балетмейстером. А великий джазмен Гаранян возглавил Краснодарский биг-бэнд и руководил им до своего последнего дня.
Оба приглашения состоялись по инициативе выдающегося театрального деятеля, режиссёра, народного артиста России Леонарда Гатова. В начале 90-х Леонард Григорьевич создал и возглавил творческое объединение «Премьера», в составе которого и сегодня работают Театр балета и биг-бэнд.
Табула одиннадцатая. Краснодар
Принимая предложение, Гаранян прекрасно понимал, с какими трудностями столкнётся. Он сказал об этом весьма деликатно: «Я знаю, что Краснодар — не шибко джазовый город». Задача не сводилась к тому, чтобы вывести на новый уровень музыкальный ансамбль. Фактически предстояло вспахать целину: почти с нуля организовать в городе джазовую среду, сформировать публику, желающую постоянно посещать концерты, наладить систему музыкального образования, приток новых кадров. Думается, именно этот гигантский вызов привлёк Гараняна — человека, не знавшего, что такое отступить или проиграть. Музыканта, посвятившего всего себя миссии популяризации джаза.
Не заменив ни одного музыканта на приезжих звёзд, опираясь исключительно на местные кадры, Георгий Арамович начал репетировать — готовить коллектив к вертикальному взлёту. Результат пришёл почти мгновенно: через пару месяцев после назначения маэстро привёз свой новый оркестр в столицу на фестиваль памяти Джорджа Гершвина — и произвёл фурор. Посыпались приглашения выступить на самых престижных сценах страны: в Кремлёвском дворце и святая святых классической музыки: Зале имени Чайковского и Большом зале Московской консерватории. А вслед за выступлением перед президентами России и Италии, Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони к Краснодарскому биг-бэнду пришла планетарная слава — триумфальный гастрольный тур по Италии, затем Тайвань, Германия, Испания… И далее по глобусу.
Неутомимый Гаранян одновременно организует на Кубани новую сенсацию — Международный джазовый фестиваль, которому позавидовали бы мировые столицы. Здесь играли многие звёзды — к примеру, американский гитарист Стэнли Джордан или наш человек-оркестр Давид Голощёкин. Фестиваль существует по сей день, привлекая сотни тысяч поклонников джаза.
Судьбе было угодно, чтобы Георгий Гаранян ушёл из жизни именно в Краснодаре — городе, которому он отдал столько сил и души. Это случилось в январе 2010 года: маэстро прилетел в столицу Кубани для совместных концертов со своим другом, французским композитором и джазменом Мишелем Леграном. Настигший Георгия Арамовича сердечный приступ оказался роковым.
Сегодня Краснодарский биг-бэнд продолжает активно концертировать, собирать полные залы, готовить новые программы. А город на юге России считается одной из джазовых столиц. И это лучшая память о великом музыканте Георгии Гараняне — подвижнике, изменившем мир.

Последние выпуски программы

Табула двенадцатая. Человек — это звучит

Георгий Гаранян. Самый знаменитый российский джазмен ХХ века. Великолепный саксофонист с роскошным тембром и неповторимой манерой импровизации. Замечательный дирижёр. Непревзойденный аранжировщик, поднявший рутинное ремесло до уровня искусства и магии. Мудрый лидер, приведший на самую вершину не один, а несколько оркестров. Прекрасный композитор.

Табула десятая. Господин сочинитель. Часть вторая: кино

Великий джазмен Георгий Гаранян был замечательным композитором. Сегодня это понимают и признают все. Но при жизни мэтра эта сторона его творчества часто оказывалась в тени: её заслоняла кипучая концертная деятельность Гараняна, его карьера солиста, дирижёра, аранжировщика, руководителя нескольких прославленных оркестров….

Табула девятая. Господин сочинитель. Часть первая: джаз

В классической музыке композитор стоит на вершине пирамиды. От исполнителей, располагающихся на её нижних этажах, он отделён непроницаемой завесой. За ней происходит сочинение музыки — священнодействие, таинство, общение с высшими сферами… В джазе всё не так.