Фотография Саввы Мамонтова

Выпуск 679
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотографии из музейных фондов — Савва Мамонтов, известный русский предприниматель и меценат, «московский Медичи» и «Савва Великолепный», как его называли современники. Снимок сделан в 1899 году. Савве Ивановичу 58 лет, и он еще не знает, сколько горестей принесет ему этот год.
Успешно действуют построенные Мамонтовым железные дороги. Еще в юности Савва Иванович унаследовал от отца акции Московско-Ярославской железной дороги, которую позже продлил до Костромы, Вологды, Архангельска и Мурманска. По его инициативе началось строительство железнодорожных путей до Донецка. Молодой Савва учился в Милане торговать шёлком и брал уроки пения в театре Ла Скала. Судьба одарила его не только незаурядными деловыми качествами, но и всевозможными талантами. Савва Иванович писал стихи, оперные либретто, водевили, комедии, мистерии, финансировал художественный журнал «Мир искусства». Скульптор Марк Антокольский хвалил Мамонтова-скульптора, а художник Илья Репин — Мамонтова-актёра.
Фотография Саввы Мамонтова
В 1885 году Савва Мамонтов создал частный оперный театр, пригласив в него начинающих российских певцов, зарубежных знаменитостей и выдающихся театральных художников. Меценат угадал талант дирижёра в молодом Сергее Рахманинове, выкупил из кабалы императорской сцены Фёдора Шаляпина. Позднее великий певец написал: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь…».
Адресат дарственной надписи на фотографии Мамонтова из фондов Музея музыки — музыкальный критик Семён Кругликов, в 1890-х годах занимавший должность консультанта в Московской частной опере. Он был пропагандистом творчества композиторов «Могучей кучки». Благодаря Кругликову оперы Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова заняли ведущее место в репертуаре театра.
Свое подмосковное имение Абрамцево Мамонтов превратил в творческий заповедник для художников и артистов. Здесь жили и творили Поленов, Врубель, Суриков, Коровин, Нестеров.
Беда пришла в 1899 году. Савва Иванович не смог вернуть банку крупную денежную сумму, был обвинён в незаконных сделках, присвоении казённых средств и арестован. Однако на суде знаменитый адвокат Фёдор Плевако заявил: «Когда же, отыскивая присвоенное, судебная власть вошла в его дом и стала искать незаконно награбленное богатство, она нашла 50 рублей в кармане, вышедший из употребления железнодорожный билет и 100-марковую немецкую ассигнацию».
Мамонтов был оправдан, но единственным средством к существованию для него осталась гончарная мастерская у Бутырской заставы. Керамические плитки из мамонтовской мастерской украшали многие здания Москвы. «Надо приучать глаз народа к красивому — на улице, в храме, на вокзале», — говорил Савва Иванович. Красота московских особняков, гостиницы «Метрополь», Ярославского вокзала осталась навсегда в память о незаурядном человеке Серебряного века.
Фотографии знаменитых меценатов — это важная часть нашей культуры.

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту