Прокофьев — «Война и мир»

Выпуск 672
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Перед нами — страницы авторской рукописи оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева на сюжет романа-эпопеи Льва Толстого. Произведение стало прямым откликом на трагические события Великой Отечественной войны. Первая редакция была завершена спустя всего девять месяцев после нападения Германии на СССР.
Прокофьев начал писать оперу на даче в Кратове, под Москвой под вой вражеских самолётов. Работа продолжилась в эвакуации — в Нальчике, Тбилиси и Алма-Ате. Помещения не отапливались, днём не было электричества. Когда Прокофьева спрашивали, не замёрз ли он, композитор отвечал, что его греет работа.
Прокофьев — «Война и мир»
В Москве автор показал оперу в кабинете дирекции Большого театра. Шторы были закрыты: светомаскировка. Горел небольшой огарок свечи. Композитор накинул на плечи пальто, но оно всё время падало. Прокофьев сидел за фортепиано и ледяными руками исполнял «Войну и мир». Присутствующие понимали, что у них на глазах рождается опера, которой суждено войти в историю.
В Музее музыки сохранилась рукопись второй картины — «Бал у екатерининского вельможи». Здесь звучит знаменитый вальс Наташи и Андрея. Без него сегодня трудно представить оперу. Однако эта сцена появилась не сразу. В первой редакции Наташа и князь Андрей впервые встречались в имении графа Ростова, а вторая их встреча происходила, когда Андрей был при смерти. О вспыхнувшей между ними любви слушатель мог только догадываться. На этот драматургический промах указали Прокофьеву дирижёр Самуил Самосуд и режиссёр Борис Покровский — и предложили ввести в оперу сцену бала. Композитор сначала был категорически против. Он заявил, что «никаких балов с полонезиками и вальсиками писать не намерен». Однако коллеги настаивали. Самосуд попросил Прокофьева: «Напишите что-нибудь вроде глинковского „Вальса-фантазии“».
Вскоре прямо на репетицию в Малый оперный театр в Ленинграде принесли листы нотной бумаги: пришла посылка из Москвы. Там оказалась желанная сцена бала. Репетицию остановили, Самосуд раскрыл рукопись и стал дирижировать новой музыкой. При первых звуках у него на глазах выступили слёзы.
После войны первые восемь картин оперы поставили в Ленинградском Малом оперном театре. Спектакль стал одним из самых репертуарных. Вместо запланированных двадцати представлений в первом сезоне состоялось 40, из них 35 — с аншлагами. Оперу «Война и мир» называли «„Евгением Онегиным“ наших дней».
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту