Прокофьев — «Александр Невский»
Выпуск 671
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится небольшой нотный листок — автограф Сергея Прокофьева. Это набросок кантаты «Александр Невский».
Прокофьев написал ее на основе музыки к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна. Кинолента посвящена борьбе новгородского князя Александра Невского с тевтонскими рыцарями. Центральная сцена картины — знаменитое Ледовое побоище. Сюжет фильма был очень актуален в конце 30-х годов, когда назревала Вторая мировая война. В событиях XIII века читалась современность. Псы-рыцари вызывали ассоциацию с нацистской Германией, а под Новгородской Русью подразумевался Советский Союз. В финале фильма Александр Невский перефразирует Евангелие от Матфея: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет русская земля!». Эти слова полководца стали крылатыми.

Фильм вышел на экраны в декабре 1938 года. Однако через несколько месяцев Германия и СССР заключили пакт о ненападении. Антинемецкая пропаганда в Советском Союзе была прекращена, и картину изъяли из проката. Показ возобновили с началом Великой Отечественной войны.
Фильм и созданная на его основе кантата стали символом борьбы с фашизмом. Патриотические тексты для вокальных номеров написал поэт Владимир Луговской. Его слова звучали как призыв защищать Родину: «На родной земле не бывать врагу. Кто придёт, будет насмерть бит». В дни обороны Севастополя наши солдаты смотрели фильм «Александр Невский» в подземных убежищах. Военное время также совпало с 700-летием битвы на Чудском озере. В память об этой дате кантата прозвучала в Свердловской филармонии в 1942 году. Сочинение было популярно в Англии и США — странах антигитлеровской коалиции. Корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» отмечал: «Это произведение с исключительной драматичностью напоминает о военном положении России сегодня». В Нью-Йорке кантату исполнил Симфонический оркестр NBC под управлением Леопольда Стоковского.
Кантату часто передавали по радио. Однажды в поезде один из попутчиков Прокофьева включил приёмник, и автор узнал своего «Александра Невского». Трансляцию кантаты композитор услышал и в Тбилиси, в эвакуации. Он с гордостью рассказывал друзьям: «Слышу, что-то хорошее поют, а это, оказывается, „Невский“, „Вставайте, люди русские“».
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.