Фанфара в честь Василенко

Выпуск 659
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как известно, слово «фанфара» имеет два значения — это медный духовой инструмент и торжественная музыкальная фраза, исполняемая этим инструментом или группой инструментов — как правило, духовых. Прекрасный образец музыкальной фанфары хранится в музейном фонде и принадлежит перу известного российского композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова. Тонкий мастер оркестровки, Ипполитов-Иванов часто использовал необычный состав исполнителей. Так, в 1904 году он написал «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» для хора, десяти флейт, двух арф и тубы, а в 1935 году — фантазию «На посиделках» для балалайки с оркестром. Вот и эта короткая пьеса — не исключение. Автор дал ей такое название: «Фанфара для десяти труб in B в честь Сергея Никифоровича Василенко по случаю 25-летней славной композиторской деятельности».
Фанфара в честь Василенко
Обычно ученик посвящает свое сочинение учителю, здесь же — наоборот, учитель чествовал своего лучшего ученика. Сергей Василенко учился у профессора Ипполитова-Иванова в Московской консерватории по классу композиции. В 1902 году он окончил консерваторию с золотой медалью и тогда же написал оперу-кантату «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре». Так очень ярко началась творческая деятельность талантливого композитора, автора опер, балетов, симфонических и камерных сочинений. Спустя 25 лет, 18 марта 1927 года в Большом зале консерватории фанфара Ипполитова-Иванова открыла торжественный вечер и концерт в честь Василенко. В состав юбилейной комиссии входили сам Ипполитов-Иванов, профессора консерватории Гедике, Игумнов и Гольденвейзер, а на концерте выступили оркестр Большого театра и ведущие солисты. Яркая, запоминающаяся музыка фанфары не стала так называемым «сочинением на случай», написанным для одноразового исполнения. Она прижилась в репертуаре. Относительно недавно, 4 октября 2012 года, она исполнялась снова — и тоже в Большом зале Московской консерватории, на праздновании 100-летия Государственного центрального музея музыкальной культуры имени Глинки. Музыкальное сочинение из фондов музея оказалось как нельзя кстати.
Н.Тартаковская
Уникальные нотные автографы — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту