Гармонифлют

Выпуск 635
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В конце 1960-х годов в Музей поступило от частных лиц два инструмента под названием гармонифлют или флют-гармоника. Оба инструмента изготовлены в Париже в конце XIX века. Это музыкальный инструмент семейства гармоник, разновидность переносной фисгармонии. Изобретен он в середине 19-го столетия. Как правило, имеет клавиатуру в три или четыре октавы, меха и металлические язычки, издающие чистые приятные звуки.
Гармонифлют
При игре гармонифлют держат на коленях, играют правой рукой, а левой приводят в движение меха. Нередко инструмент устанавливают на подставке, и тогда воздух в меха накачивают ножной педалью. В начале XX века гармонифлюты были популярны в России. Вот воспоминания Юлии Дмитриевой, дарительницы одного из музейных инструментов: «Флют-гармоника была привезена из-за границы в конце XIX столетия и подарена семье моего дедушки, в которой было много молодежи, любившей музыку и пение. Оканчивая среднюю школу, дочери одна за другой выходили замуж, оставляя родительский дом, а флют-гармоника от старших переходила к младшим. В начале 1900-х годов семья переехала из Тулы в Москву. Денег, зарабатываемых отцом, едва хватало на обучение. И мама решила поступить на работу преподавательницей пения. Флют-гармонику привезли из деревни, сшили ей чехол, перевязали ремнями с ручками — как чемодан. Занятия проходили в разных школах, инструмент приходилось возить с собой. А когда съезжались родственники, пели хором под звуки флют-гармоники. После революции мама стала ездить с флют-гармоникой преподавать музыку и пение в подмосковной Барвихе. Отец сделал санки, утеплил чехол для инструмента, а в зимнее время флют-гармонику завертывали сверху еще ватным одеялом». Редкие инструменты — это живая история музыки.
Н.В. Милешина
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки(открывается в новом окне).

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту