Флексатон

Выпуск 659
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1981 году Музею был подарен ударный инструмент флексатон, изготовленный в 1920-х годах. Название происходит от слова «флексус», что означает «изогнутый», и слова «тон» — звук. Инструмент состоит из слегка изогнутой стальной пластинки, широкий конец которой соединен с проволочной рамкой. К другому концу пластинки прикреплены два тонких стержня с деревянными шариками. При встряхивании инструмента шарики ударяют по металлической пластинке, и возникает звук. Его тембр звенящий, слегка завывающий, а в верхнем регистре — пронзительный и визгливый.
Флексатон
Высоту звука регулируют, нажимая на пластинку пальцем: чем сильнее она изогнута, тем выше звук. Принцип звукоизвлечения на флексатоне тот же, что и на музыкальной пиле — стальное полотно звучит на разной высоте в зависимости от натяжения. На флексатоне — как и на пиле — можно исполнять даже мелодии. Однако его диапазон ограничен — чуть больше октавы. Изредка на флексатоне играют палочками от ксилофона или смычком. Флексатон был запатентован в США в 1924 году. Вначале инструмент звучал в джазовых оркестрах. Но вскоре он заинтересовал композиторов академической музыки: его применяли Онеггер, Шёнберг Хачатурян, Шостакович. Наибольшую популярность флексатон завоевал среди композиторов-авангардистов: он входит в ряд партитур Пендерецкого, Губайдулиной, Шнитке, Слонимского. На протяжении XX века инструмент был востребован в эстрадной музыке, а также в музыкальном оформлении кинофильмов — прежде всего, благодаря своему специфическому тембру.
Н. В. Милешина
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.(открывается в новом окне)

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту