Иллюстрации Кузьмина к «Евгению Онегину»
Выпуск 664
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки в фонде знаменитого пианиста, композитора и педагога Александра Гольденвейзера хранится редкое издание романа Пушкина «Евгений Онегин». Книга вышла в 1933 году в издательстве «(открывается в новом окне)Academia» к столетию первой публикации сочинения.
Особую ценность изданию придают великолепные иллюстрации Николая Васильевича Кузьмина. Первые зарисовки на пушкинскую тему он создал ещё в двадцатые годы. Постепенно творчество великого русского поэта стало главным источником вдохновения художника.

Как вспоминал Николай Кузьмин, идея создания иллюстраций к «Евгению Онегину» пришла к нему в Саратове, во время военной переподготовки. Вечерами после учёбы он перечитывал в библиотеке роман Пушкина.
Работая над иллюстрациями, Кузьмин обратил внимание, что многие путают либретто оперы Чайковского с текстом пушкинского романа. Художник вспоминал: «Директор издательства Academia искал у меня в рисунках Гремина (Как известно, Пушкин нигде не называет фамилию мужа Татьяны Лариной — его фамилия появилась именно в оперном либретто). А одна учёная дама, взглянув на мой рисунок — свидание Татьяны с Онегиным в саду, с чувством произнесла реплику Татьяны из оперы: „О боже, как обидно и как больно!“, — простодушно полагая, что цитирует Пушкина».
Художник поставил себе цель: создать цикл иллюстраций именно к роману, где, по его словам, «был бы один только Пушкин» — отделить литературные образы от оперных.
Новое издание «Евгения Онегина» стало открытием. Иллюстрации Николая Кузьмина получили восторженные отзывы и завоевали Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Художник повторил и развил манеру и технику набросков Пушкина: мы знаем, что поэт часто оставлял рисунки на полях рукописей.
До сих пор цикл иллюстраций Николая Кузьмина к «Евгению Онегину» считается одним из самых оригинальных, интересных и талантливых.
Редкие книжные издания — это важная часть нашей истории и культуры.
В. П. Вольнова