Шаляпин Ф. И. Рисунок — Дон Базилио

Выпуск 542
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фёдор Иванович Шаляпин говорил: «В пьесе надо чувствовать себя как дома». Только тогда можно увидеть внешний образ в целом, а затем в характерных деталях, «поймать» выражение лица, позу, жест».
Под внешностью артист подразумевал не только грим, цвет и длину волос, но, по его словам, «манеру персонажа ходить, слушать, говорить, смеяться, плакать и даже дышать».
Певец был одаренным рисовальщиком, а общение с друзьями-живописцами еще больше развило в нем этот талант. Шаляпин говорил, что точности рисунка он научился у Серова, а красочности — у Коровина.
Шаляпин Ф. И. Рисунок — Дон Базилио
В постижении сценических образов артисту помогали многочисленные наброски, которые он делал, эскизы для грима, автошаржи и карикатуры. Он досконально изучал собственные лицо и тело, особенности мимики и пластики. По мнению певца, зритель непременно почувствует героя с первых секунд, если его точно вообразил сам актер.
Шаляпин говорил, что его Дон Базилио из «Севильского цирюльника» Россини — «складной, если хотите растяжимый, как его совесть. Он всё может — вы ему только дайте денег. Вот отчего он сразу и смешон и жуток».
В фондах Музея музыки хранится шаляпинский набросок, изображающий этого пройдоху-священника. На тонкой шее сидит несуразная голова с выбритой макушкой, а длинный нос как будто создан для того, чтобы всё выведывать и вынюхивать. Глаза-буравчики как будто смотрят в разные стороны, а брови сведены к переносице. Позже кто-то написал по-английски на рисунке: «клоун» — действительно, так иногда в народе презрительно обзывают кривляк и лицемеров.
Известно, что Шаляпин всегда тщательно гримировался сам — даже если партия была совсем небольшой, как роль Дона Базилио в «Севильском цирюльнике». Позже многие артисты стали повторять вслед за певцом, что нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры.
Ценные образцы изобразительного искусства — важнейшая часть нашей культуры.

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту