Леонид Коган и Франко Маннино

Выпуск 597
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался
Знакомство Франко Маннино с Коганом произошло в 1965 году на репетиции совместного концерта в Миланской консерватории. Итальянский музыкант вспоминал: «Я до сих пор не понял, кто тогда по-настоящему вёл оркестр: я — дирижёр или он — скрипач, сыгравший оба столь сложных произведения — скрипичные концерты Баха и Хачатуряна — на одном дыхании, просто в неземной манере. Когда смолкли последние такты, оркестранты с шумом поднялись со своих мест и зааплодировали в нарушение традиции приветствовать маэстро постукиванием смычков о пюпитры. Здесь наступил чудесный момент: Леонид Коган, показавшийся мне сначала замкнутым человеком, вдруг расцвел такой покоряющей улыбкой и обнял меня. И я каким-то шестым чувством понял, что в этот момент приобретаю большого друга».
Леонид Коган и Франко Маннино
В тот же вечер Коган обратился к новому другу с необычной просьбой: написать концерт для трех скрипок — ведь в семье Коганов трое скрипачей: он, жена и сын. Маннино сразу же приступил к работе, по окончании переправил готовую партитуру в Москву. К возвращению Леонида Когана с гастролей ноты концерта уже ждали его на письменном столе. В марте 1966 года в Большом зале консерватории состоялась премьера сразу двух Тройных скрипичных концертов — Антонио Вивальди и Франко Маннино. Автор приехал в Москву на премьеру и как вспоминал позже, игра Когана доставила ему такое же наслаждение, как голос итальянского тенора Беньямино Джильи или дирижерское искусство Артуро Тосканини.
Во время гастролей Когана в Италии Маннино подарил ему скворца, которого назвали Паганини. Птица была очень красивой — чёрная с зеленоватым отливом. Но не говорила. Дочь артиста Нина как-то увидела, что отец, закрыв клетку платком, учит птицу говорить, повторяя: «Скворушка, мой скворушка». Увы, скворец так и не заговорил, зато по ночам будил домашних громким свистом.
Все свои скрипичные произведения — еще один концерт и сольные пьесы — Маннино написал специально для своего друга. Коган должен был стать первым исполнителем еще одного сочинения, Концерта для скрипки, хора и оркестра. Композитор начал сочинять его в 1982 году к предстоящему Международному музыкальному фестивалю. Известие о смерти Леонида Борисовича застало его за работой. Всю горечь и скорбь утраты композитор вложил в свое новое произведение — Мессу, посвященную памяти великого скрипача. Одна из частей мессы неожиданно получилась светлой и солнечной, как воспоминание о обаятельной улыбке на серьезном и сосредоточенном лице музыканта.
Фотографии великих артистов — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Французский сервиз Александра Гольденвейзера

В музее-квартире Александра Борисовича Гольденвейзера хранится французский сервиз конца 18-го столетия, изготовленный Королевской Севрской мануфактурой.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества.

Поиск по сайту