Чжа Фуси, исполнитель на гуцине

Выпуск 625
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Драгоценностью мудрецов», «душой китайской музыки» называли звук гуциня – древнейшего, благороднейшего и самого изысканного из музыкальных инструментов Китая. Эту удлинённую китайскую цитру с шелковыми струнами в старину назвали цинь, или цисяньцинь (буквально – семиструнный цинь). Её современное название – гуцинь (буквально – древний цинь). Среди китайских музыкантов – исполнителей на гуцине в XX веке самое значительное место принадлежит Чжа Фуси.
Перед нами чёрно-белая фотография середины ХХ века, сделанная в Китае. Она поступила в Музей музыки в 1959 году. На снимке запечатлен Чжа Фуси – он играет на гуцине, установленном на столе. За спиной музыканта лежат стопки книг, папки, а на стене висят еще три подобных инструмента.
Чжа Фуси, исполнитель на гуцине
Чжа Фуси родился в конце XIX века в китайской провинции Цзянси. Играть на гуцине начал с детства. Однако музыка не сразу стала его профессией: в 1920-х годах он обучался в авиационной академии. После ее окончания 15 лет работал в Шанхайской авиационной корпорации, занимая руководящие должности до начала 1950-х годов.
Одновременно со службой в сфере авиации Чжа Фуси занимался изучением истории гуциня, вел активную работу по популяризации инструмента. Чжа Фуси стал одним из основателей Современной школы и Современного общества циня. В середине 50-х музыкант был избран председателем Пекинского общества изучения гуциня, вскоре стал деканом факультета народной музыки Центральной консерватории Пекина, затем – заместителем председателя Союза китайских музыкантов.
В 1956 году Чжа Фуси руководил экспедицией, разыскивавшей материалы по истории гуциня. В результате появилась публикация самого полного собрания табулатур для циня. Последняя редакция 2010 года включает 30 томов.
Чжа Фуси приезжал в СССР в конце 50-х годов на Международную конференцию по пентатонике, проходившую в Казани.
Китайский музыкант и исследователь давал много концертов. Стиль его игры отличался простотой и элегантностью, точностью и сдержанностью. Чаще всего он исполнял пьесы для гуциня с пением, заслужив признание публики и уважение специалистов.
Фотографии знаменитых исполнителей – это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Шостакович. Гимн Москвы

В Музее музыки хранится рукопись «Гимна Москвы» для хора и фортепиано Дмитрия Шостаковича на стихи Ильи Френкеля. Ноты датированы 1948 годом.

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка, со временем стал художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Поиск по сайту