Леонид Коган и Франко Маннино

Выпуск 666
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался
Знакомство Франко Маннино с Коганом произошло в 1965 году на репетиции совместного концерта в Миланской консерватории. Итальянский музыкант вспоминал: «Я до сих пор не понял, кто тогда по-настоящему вёл оркестр: я — дирижёр или он — скрипач, сыгравший оба столь сложных произведения — скрипичные концерты Баха и Хачатуряна — на одном дыхании, просто в неземной манере. Когда смолкли последние такты, оркестранты с шумом поднялись со своих мест и зааплодировали в нарушение традиции приветствовать маэстро постукиванием смычков о пюпитры. Здесь наступил чудесный момент: Леонид Коган, показавшийся мне сначала замкнутым человеком, вдруг расцвел такой покоряющей улыбкой и обнял меня. И я каким-то шестым чувством понял, что в этот момент приобретаю большого друга».
Леонид Коган и Франко Маннино
В тот же вечер Коган обратился к новому другу с необычной просьбой: написать концерт для трех скрипок — ведь в семье Коганов трое скрипачей: он, жена и сын. Маннино сразу же приступил к работе, по окончании переправил готовую партитуру в Москву. К возвращению Леонида Когана с гастролей ноты концерта уже ждали его на письменном столе. В марте 1966 года в Большом зале консерватории состоялась премьера сразу двух Тройных скрипичных концертов — Антонио Вивальди и Франко Маннино. Автор приехал в Москву на премьеру и как вспоминал позже, игра Когана доставила ему такое же наслаждение, как голос итальянского тенора Беньямино Джильи или дирижерское искусство Артуро Тосканини.
Во время гастролей Когана в Италии Маннино подарил ему скворца, которого назвали Паганини. Птица была очень красивой — чёрная с зеленоватым отливом. Но не говорила. Дочь артиста Нина как-то увидела, что отец, закрыв клетку платком, учит птицу говорить, повторяя: «Скворушка, мой скворушка». Увы, скворец так и не заговорил, зато по ночам будил домашних громким свистом.
Все свои скрипичные произведения — еще один концерт и сольные пьесы — Маннино написал специально для своего друга. Коган должен был стать первым исполнителем еще одного сочинения, Концерта для скрипки, хора и оркестра. Композитор начал сочинять его в 1982 году к предстоящему Международному музыкальному фестивалю. Известие о смерти Леонида Борисовича застало его за работой. Всю горечь и скорбь утраты композитор вложил в свое новое произведение — Мессу, посвященную памяти великого скрипача. Одна из частей мессы неожиданно получилась светлой и солнечной, как воспоминание о обаятельной улыбке на серьезном и сосредоточенном лице музыканта.
Фотографии великих артистов — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.