Чжа Фуси, исполнитель на гуцине

Выпуск 663
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Драгоценностью мудрецов», «душой китайской музыки» называли звук гуциня – древнейшего, благороднейшего и самого изысканного из музыкальных инструментов Китая. Эту удлинённую китайскую цитру с шелковыми струнами в старину назвали цинь, или цисяньцинь (буквально – семиструнный цинь). Её современное название – гуцинь (буквально – древний цинь). Среди китайских музыкантов – исполнителей на гуцине в XX веке самое значительное место принадлежит Чжа Фуси.
Перед нами чёрно-белая фотография середины ХХ века, сделанная в Китае. Она поступила в Музей музыки в 1959 году. На снимке запечатлен Чжа Фуси – он играет на гуцине, установленном на столе. За спиной музыканта лежат стопки книг, папки, а на стене висят еще три подобных инструмента.
Чжа Фуси, исполнитель на гуцине
Чжа Фуси родился в конце XIX века в китайской провинции Цзянси. Играть на гуцине начал с детства. Однако музыка не сразу стала его профессией: в 1920-х годах он обучался в авиационной академии. После ее окончания 15 лет работал в Шанхайской авиационной корпорации, занимая руководящие должности до начала 1950-х годов.
Одновременно со службой в сфере авиации Чжа Фуси занимался изучением истории гуциня, вел активную работу по популяризации инструмента. Чжа Фуси стал одним из основателей Современной школы и Современного общества циня. В середине 50-х музыкант был избран председателем Пекинского общества изучения гуциня, вскоре стал деканом факультета народной музыки Центральной консерватории Пекина, затем – заместителем председателя Союза китайских музыкантов.
В 1956 году Чжа Фуси руководил экспедицией, разыскивавшей материалы по истории гуциня. В результате появилась публикация самого полного собрания табулатур для циня. Последняя редакция 2010 года включает 30 томов.
Чжа Фуси приезжал в СССР в конце 50-х годов на Международную конференцию по пентатонике, проходившую в Казани.
Китайский музыкант и исследователь давал много концертов. Стиль его игры отличался простотой и элегантностью, точностью и сдержанностью. Чаще всего он исполнял пьесы для гуциня с пением, заслужив признание публики и уважение специалистов.
Фотографии знаменитых исполнителей – это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Леонид Коган в Охриде

В личном фонде великого скрипача Леонида Когана в Музее музыки хранится уникальный предмет. Деревянная скульптура высотой 118 сантиметров изображает старца в монашеском одеянии с длинной бородой; в левой руке — книга, пальцы правой сложены в крестном знамении. Это святой Климент Охридский, славянский просветитель, ученик братьев Кирилла и Мефодия, создавших церковно-славянскую азбуку.

«Человек-оркестр». Акварель художника Чжоу Пэйчуня

Перед нами акварель конца ХIX — начала XX веков работы пекинского художника Чжоу Пэйчуня, поступившая в фонды Музея музыки в 1975 году. Зарисовка народной жизни Китая выполнена на тонкой папиросной бумаге тушью и акварелью. В центре — музыкант, играющий сразу на нескольких музыкальных инструментах.

«Драконовый халат» императора

Перед нами ценный экспонат из музейных фондов — роскошный шёлковый халат с изображениями драконов. Это традиционная одежда императора, называемая лунпао или «драконовый халат». Название происходит от слов «лонг» — дракон, и «пao» — платье, одеяние.