«Человек-оркестр». Акварель художника Чжоу Пэйчуня

Выпуск 662
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Перед нами акварель конца ХIX — начала XX веков работы пекинского художника Чжоу Пэйчуня, поступившая в фонды Музея музыки в 1975 году. Зарисовка народной жизни Китая выполнена на тонкой папиросной бумаге тушью и акварелью. В центре — музыкант, играющий сразу на нескольких музыкальных инструментах. Про таких артистов говорят — «Человек-оркестр». Мужчина одет в простую серую блузу с черным поясом и голубые шаровары, на ногах черные тапочки, на голове черная шапочка. Он играет на китайской скрипке, именуемой эрху. Соло этого двухструнного смычкового инструмента, отличающегося ярким звучанием, сопровождается целым ансамблем ударных. Ноги человека-оркестра опираются на две удлиненные педали, с их помощью он управляет колотушками и палочками, ударяющими в плоский барабан дяньгу, а также в медные гонги ло и деревянную коробочку. С помощью тонких тросов музыкант играет на трех парах тарелок бо. Рот мужчины приоткрыт — это означает, что он еще и поёт.
Рисунки из мастерской Чжоу Пэйчуня отличаются точностью передачи деталей. Художник подмечал и передавал в своих произведениях характерные черты жизни простых пекинских тружеников, изображал вывески ремесленных и торговых лавок, создавал портреты мужчин и китайских красавиц. Мастер писал картины различных жанров, использовал разные техники.
«Человек-оркестр». Акварель художника Чжоу Пэйчуня
Чжоу Пэйчунь жил и работал в Пекине. Судя по тому, что в европейских коллекциях собрано множество его произведений последней трети XIX — начала ХХ веков, можно утверждать, что именно на эту эпоху пришелся расцвет творчества китайского живописца.
Иностранцы активно вывозили комплекты ярких картинок из его пекинской мастерской к себе на родину. Несколько альбомов Пэйчуня, приобретённые российскими китаеведами, хранятся в Санкт-Петербурге в трёх государственных архивах: Институте восточных рукописей Академии наук, Кунсткамере и Восточном отделе Научной библиотеки Санкт-Петербургского университета.
Одно из первых изданий картин Чжоу Пэйчуня — опубликованный в начале 80-х годов альбом «Цветные картинки народной жизни Пекина» (из собрания Пекинской национальной библиотеки). За ним последовало еще несколько публикаций произведений художника — из коллекций Пекина, Риги, Санкт-Петербурга и Лондона.
Акварель «Китайский уличный музыкант „человек-оркестр“ представлена в Музее музыки на выставке „Шёлк и бамбук“. Работу можно увидеть рядом с другими изображениями китайских уличных музыкантов, созданными художником Чжоу Пэйчунем.
Ценные произведения изобразительного искусства — это важная часть нашей культуры.

Последние выпуски программы

Леонид Коган и Арам Хачатурян

В декабре 1946 года композитор Арам Хачатурян подарил свой фотопортрет молодому скрипачу Леониду Когану с надписью: «Дорогому Лёне на добрую память с искренним пожеланием пышного расцвета его таланта от дружески расположенного Арама Хачатуряна».

Леонид Коган в Охриде

В личном фонде великого скрипача Леонида Когана в Музее музыки хранится уникальный предмет. Деревянная скульптура высотой 118 сантиметров изображает старца в монашеском одеянии с длинной бородой; в левой руке — книга, пальцы правой сложены в крестном знамении. Это святой Климент Охридский, славянский просветитель, ученик братьев Кирилла и Мефодия, создавших церковно-славянскую азбуку.

Чжа Фуси, исполнитель на гуцине

«Драгоценностью мудрецов», «душой китайской музыки» называли звук гуциня — древнейшего, благороднейшего и самого изысканного из музыкальных инструментов Китая. Эту удлинённую китайскую цитру с шелковыми струнами в старину назвали цинь, или цисяньцинь (буквально — семиструнный цинь).