«Драконовый халат» императора

Выпуск 661
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Перед нами ценный экспонат из музейных фондов — роскошный шёлковый халат с изображениями драконов. Это традиционная одежда императора, называемая лунпао или «драконовый халат». Название происходит от слов «лонг» — дракон, и «пao» — платье, одеяние.
Халат с драконами изготовлен из шёлковой ткани и почти целиком покрыт картинными вышивками, выполненными разноцветными шёлковыми нитями. Халат лунпао являлся принадлежностью праздничной одежды аристократов и чиновников эпохи Цин. Данный музейный экспонат — пример официального китайского костюма середины XVIII века.
«Драконовый халат» императора
Лунпао просуществовал почти без изменений вплоть до падения монархии в Китае. Императорская одежда всегда создавалась по строгим канонам, воплощая собой систему правления династии. Все элементы одеяния имели глубоко символическое значение, включая фасон, цвет и вышивку. Основная идея передавала традиционные китайские представления о единстве трех мировых начал: неба, земли и человека (в данном случае — императора).
Доминирующим элементом, определявшим название всего халата, служил дракон с пятью когтями, парящий в пространстве среди облаков. Этот символ изображен в виде четырех драконов на лицевой части одежды и зеркально — на спине. Два дракона вышиты на рукавах, и еще два дракона поменьше — на подворотнике. Все драконы изображены одновременно в полупрофиль и сверху с показом обоих глаз и разинутой пасти, извергающей языки красного пламени.
Легенда гласила, что император был сыном дракона и женщины, поэтому символом правителя стало священное существо. В китайской мифологии оно является покровителем центра, а значит воплощением государственной власти, столицы и самого монарха.
Халат, переданный в Музей музыки в 1965 году из Театрального музея имени Бахрушина, предназначался для театральных спектаклей. От настоящего императорского халата его отличают более широкие рукава. Есть китайская пословица: «Пусть актер наденет лунпао, но он не станет императором».
Четверть века «драконовый халат» демонстрировался в постоянной экспозиции Музея музыки. Он стал одним из центральных экспонатов выставки «Шёлк и бамбук».

Последние выпуски программы

Леонид Коган в Охриде

В личном фонде великого скрипача Леонида Когана в Музее музыки хранится уникальный предмет. Деревянная скульптура высотой 118 сантиметров изображает старца в монашеском одеянии с длинной бородой; в левой руке — книга, пальцы правой сложены в крестном знамении. Это святой Климент Охридский, славянский просветитель, ученик братьев Кирилла и Мефодия, создавших церковно-славянскую азбуку.

Чжа Фуси, исполнитель на гуцине

«Драгоценностью мудрецов», «душой китайской музыки» называли звук гуциня — древнейшего, благороднейшего и самого изысканного из музыкальных инструментов Китая. Эту удлинённую китайскую цитру с шелковыми струнами в старину назвали цинь, или цисяньцинь (буквально — семиструнный цинь).

«Человек-оркестр». Акварель художника Чжоу Пэйчуня

Перед нами акварель конца ХIX — начала XX веков работы пекинского художника Чжоу Пэйчуня, поступившая в фонды Музея музыки в 1975 году. Зарисовка народной жизни Китая выполнена на тонкой папиросной бумаге тушью и акварелью. В центре — музыкант, играющий сразу на нескольких музыкальных инструментах.