Кошнай
Выпуск 606
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Парные флейты, состоящие из двух стволов, встречаются у многих народов. В Древней Греции был распространен двойной авлос — согласно мифу, его изобрела богиня Афина Паллада. В России подобным инструментом является свирель, а в Белоруссии — подвойная свирэль.
В Узбекистане и Таджикистане популярен кошнай, что буквально означает «парный най». В средневековых трактатах встречается описание таких инструментов с двумя одинаковыми по размеру и строю трубочками под названием дунай, в переводе с персидского — «два ная». В коллекции музыкальных инструментов Средней Азии, собранной Августом Эйхгорном и представленной в экспозиции, демонстрируется кошнай середины XIX века.
Он представляет собой две одинаковые трубки из тростника. В их верхних частях надрезаются одинарные язычки. Каждая трубка имеет шесть игровых отверстий, вырезанных на равном расстоянии друг от друга. Стволы трубок разукрашены нарезами в форме змеек. Звукоряд кошная диатонический, в пределах октавы. Наиболее искусные исполнители расширяют диапазон до полутора, а иногда и до двух октав.
Инструмент отличается резким по тембру и высоким по тесситуре звучанием. Как отмечал в каталоге коллекции сам Эйхгорн, игра на кошнае требует большого мастерства: «Европейских музыкантов приводят в изумление трудности, исполняемые на подобного рода инструменте искусными туземными игроками».
Большой интерес представляет запись в дневнике Эйхгорна об одном таджике-музыканте, который исполнял марш на кошнае в сопровождении ударных. Вот отрывок из дневника: «Исполнял он, наигрывая, рассказывая, маршируя, пантомимируя и жестикулируя с необычайным жаром, артистическим огнем и экзальтацией увлеченного своим делом индивидуума. Он сам — и флейтист, и исполнитель на сурнае, и тамбурмажор и виртуоз на кошнае, а также замечательный певец, — одним словом, „среднеазиатский музыкальный гений!“. Он знает всю свою музыку от A до Z! Он искусно подражает пению соловья, перепела и других птиц и обладает замечательным слухом, ибо каждый раз быстро и с большой точностью настраивает обе трубки своего кошная по камертону „A“ чисто и в характере звучания скрипки. Он — оригинальнейшая фигура среди музыкантов, какую мне пришлось встретить!».
В настоящее время в народной музыкальной практике кошнай применяется главным образом в ансамбле со струнными и ударными инструментами.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Е.Б. Сигейкина