Василий Ильич Сафонов с учениками

Выпуск 570
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музейном фонде знаменитого пианиста, педагога и дирижёра Василия Сафонова хранится старинная фотография, датированная 1898 годом. За столиком, положив ногу на ногу, сидит 46-летний Василий Ильич, коренастый, черноволосый, но уже с поседевшей бородой, с пронзительным взглядом чёрных глаз. Уже девять лет он занимает пост директора Московской консерватории. Рядом с ним четыре молодых девушки в белоснежных платьях и черноволосый юноша. Снимок постановочный — у Василия Ильича в руках букетик цветов, рука на раскрытой книге, у девушек тоже цветы и раскрытый альбом, взгляды всех направлены не на объектив фотокамеры, а несколько вбок.
Василий Ильич Сафонов с учениками
Автор фотографии — известный московский фотограф-портретист Георгий Трунов, своим мастерством заслуживший право печатать на обороте паспарту пышный титул: «Придворный фотограф Его Величества Шаха Персидского, Его Величества Короля Сербского, Его Высочества Эрцгерцога Австрийского, Его Высочества Князя Черногорского и Его Высочества Наследного Принца Швеции и Норвегии. Тверская, дом Лямина рядом с домом Генерал-Губернатора». У Трунова любили фотографироваться актёры, писатели — к примеру, в 1894 году мастер запечатлел Антона Чехова.
Молодые люди, окружающие на фото Василия Сафонова, — ученики его класса. Крайняя слева — Розина Бесси-Левина. Именно в 1898 году, когда сделана фотография, она окончила консерваторию с золотой медалью и вышла замуж за своего соученика Иосифа Левина. Вскоре пианистка переедет в Америку, возглавит Джульярдскую школу музыки в Нью-Йорке, а её самым знаменитым учеником станет Вэн Клайберн.
Молодой человек на фото — Александр Гедике, в будущем известный пианист, органист и композитор, профессор Московской консерватории. Еще три девушки — пианистки Елена Бекман-Щербина, Олимпиада Кардашёва и Аглаида Фридман. Из них самой талантливой оказалась первая. После окончания консерватории с золотой медалью Бекман-Щербина активно концертировала, впервые в России исполняла сочинения Дебюсси и Равеля, открыла собственную фортепианную школу.
Сафонов занимался с учениками дома, а не в консерватории. Во время занятий сидел за столом вдали от рояля и курил сигару. Ученики играли наизусть, без нот. Розина Левина вспоминала: «Если Василий Ильич был чем-то недоволен, то подзывал нас к столу и говорил, что в исполнении было не так. Затем он рассказывал о музыке. Его комментарии были бесценными, но он был слишком горяч и часто использовал такие слова, как „дурак“ или „идиот“, даже в отношении девушек».
За успешное выступление на концерте ученик получал от учителя серебряный пятачок, а то и гривенник. Пианист Александр Гольденвейзер гордился тем, что у него была целая коллекция таких гривенников.
Редкие фотографии — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.