Гимн СССР Дмитрия Шостаковича

Выпуск 655
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится авторская рукопись Дмитрия Шостаковича — гимн СССР.
Создание нового Гимна началось в тяжёлое военное время, весной 1942 года, и проходило в несколько этапов. Сначала состязались поэты. В 1943 году даже была выпущена книга под названием «Варианты текстов Гимна Союза Советских Социалистических республик». В ней было 96 текстов; она была разослана для ознакомления всем членам Политбюро ЦК ВКП (б).
В сентябре 1943 года был утверждён текст будущего Гимна. Его авторами были Сергей Михалков и Габриэль Эль-Регистан. Они послали письмо Клименту Ворошилову с просьбой привлечь к созданию музыки Прокофьева и Шостаковича. Ворошилов ответил: к конкурсу будут привлечены все композиторы страны, «и кто из них даст лучшую музыку гимна, тот и будет автором этого исторического сочинения». Текст гимна был направлен во все композиторские организации СССР. Было сочинено более 300 вариантов, и осенью 1943 года в Большом театре Москвы начались прослушивания. В комиссию входили высшие руководители страны. Среди прочих прозвучали гимны Арама Хачатуряна, Сергея Прокофьева, Андрея Баланчивадзе, но комиссия выделила произведения Дмитрия Шостаковича и Александра Александрова.
Гимн СССР Дмитрия Шостаковича
В Музее музыки хранится клавир гимна Шостаковича для голоса с фортепиано и два варианта партитуры. Они различаются по мелодии и оркестровке — это свидетельство упорной работы, поиска оптимального звучания. Есть отличия и в текстах — в одном случае первая строчка звучит непривычно: «Свободных народов Союз благородный». По воспоминаниям современников, такое начало не понравилось Сталину, и его изменили на известное сегодня: «Союз нерушимый республик свободных».
Состав оркестра партитуры Шостаковича внушителен, с усиленной группой медных духовых. Праздничный характер подчеркивается ударными инструментами — литаврами, треугольником, барабанами, тарелками. Певучая мелодия постепенно поднимается вверх, достигая вершины на словах «Единый могучий Советский Союз»…
Как известно, гимн Шостаковича не победил в конкурсе — Сталин отдал предпочтение музыке Александрова, которая и сегодня звучит в качестве российского гимна — с новым текстом Сергея Михалкова.
А Шостакович позже использовал музыку своей версии гимна в сочинении «Новороссийские куранты», посвящённом мемориалу Великой Отечественной войны на площади Героев в Новороссийске.
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.