Альфред Шнитке и Юрий Башмет

Выпуск 652
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке. Дирижировал Геннадий Рождественский.
Композитор и альтист познакомились в 1976 году, когда Башмет принял участие в премьере Фортепианного квинтета Шнитке. По собственным словам, Башмет был «по уши влюблён» в музыку композитора и хотел, чтобы Шнитке написал для него большое симфоническое произведение с солирующим альтом. Таким произведением и стал Концерт для альта с оркестром. Правда, прошло девять лет, прежде чем композитор принялся за работу над произведением. Однажды Башмету позвонила жена Шнитке, Ирина Фёдоровна, и сказала: «Сел сочинять». Музыкант обрадовался и спросил, сколько времени может занять работа над концертом. Ирина Фёдоровна ответила: не более месяца. Действительно, вскоре партитура была завершена. На готовой рукописи Шнитке написал: «Посвящается Юрию Башмету».
Альфред Шнитке и Юрий Башмет
Автор зашифровал в Альтовом концерте фамилию первого исполнителя. Дело в том, что в музыке ноты принято обозначать латинскими буквами, и это даёт композиторам возможность «прятать» в своих сочинениях буквы или целые слова. В концерте фамилия Башмета «звучит» почти полностью, за исключением двух букв: В — это си-бемоль, A — это ля, eS — это ми-бемоль, С — это до, Н — это си, E — это ми.
Концерт Шнитке для альта с оркестром был впервые исполнен в Амстердаме в 1986 году. Башмет играл его три вечера подряд. Шнитке не смог приехать на премьеру, и солист привёз в Москву три плёнки с записями своих амстердамских концертов. Композитор и альтист вместе прослушали каждую запись по три раза, то есть за один вечер концерт прозвучал девять раз. Но Шнитке остался по-настоящему доволен только последним исполнением.
Сочиняя, Шнитке нередко представлял себе конкретного музыканта. Он признавался Башмету: «Я просто вижу исполнителя, слышу его звучание. Вот я тебя слышу, твой звук, я слышу, что здесь будет происходить…». Юрию Башмету Шнитке посвятил также Монолог для альта и камерного оркестра. А в 1994 году композитор написал «Концерт на троих» для своих любимых исполнителей: Гидона Кремера, Юрия Башмета и Мстислава Ростроповича.
Фотография из фондов Музея музыки запечатлела важный момент совместного творчества двух великих музыкантов — Альфреда Шнитке и Юрия Башмета.
Ценные фотодокументы — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.