Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина

Выпуск 651
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина.
Одной из первых партий, исполненных артистом на сцене, стала роль Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно. Произошло это в Тифлисе в 1893 году, когда Шаляпину было 20 лет. А два года спустя певец дебютировал в этой партии в Мариинском театре.
По мнению зрителей и критиков, роль Мефистофеля была вершиной искусства Шаляпина. Сам же певец считал ее «одной из самых горьких неудовлетворенностей» своей артистической карьеры, хотя и исполнял эту партию на протяжении сорока лет.
Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина
Шаляпин всегда серьёзно подходил к подготовке любой партии, к изучению своего персонажа. У него был свой, особенный метод.
Если это была реально существовавшая личность, то образ постигался через погружение в культурно-исторический контекст, в архивные материалы, в фольклор. Например, перевоплощаясь в Дон Кихота, Шаляпин не только прочитал роман Сервантеса, но и изучил все связанные с ним литературные и художественные источники. Облик и пластику Олоферна артист создал, рассматривая древние ассирийские барельефы. Чтобы понять, действительно ли Борис Годунов виновен в смерти царевича Димитрия, певец обращался за консультациями к знаменитому историку Василию Ключевскому.
На фотографии из музейных фондов Шаляпин запечатлен в заглавной роли в опере «Мефистофель» Арриго Бойто, поставленной в Милане в 1901 году.
Шаляпинский облик Мефистофеля близок известной скульптуре Марка Антокольского, созданной в 1883 году. На фотографии мы видим не просто Мефистофеля, а Люцифера, духа тьмы и отрицания. Поражает его отливающее бронзой тело, едва прикрытое черным плащом. Складки этого плаща одному из современников казались «клубком пыли, свернувшейся в человеческую фигуру».
Образ, найденный Шаляпиным, потряс миланскую публику. Такого Мефистофеля она увидела впервые.
Фотография из музейного фонда запечатлела один из кульминационных моментов карьеры великого певца.
Ценные фотоматериалы — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.