Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский

Выпуск 654
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится уникальный снимок, сделанный после исполнения Первой симфонии Альфреда Шнитке в Большом зале Московской консерватории в марте 1986 года. Мы видим автора вместе с дирижёром Геннадием Рождественским, которому композитор посвятил сочинение.
Первая симфония Шнитке — одно из самых необычных музыкальных произведений. Автор дал сочинению подзаголовок: «Симфония — антисимфония, антисимфония — симфония». Музыка начинается с настройки оркестра: музыканты гурьбой вбегают на сцену, разыгрываясь на ходу. Оркестровый гвалт прерывается взмахом дирижёрской палочки. В конце второй части сцену покидают все исполнители на духовых инструментах. Финал симфонии открывается трагикомичным возвращением «духовиков». Они исполняют самые известные похоронные мелодии: траурный марш «Из-за угла», Похоронный марш Фридерика Шопена, «Смерть Озе» Эдварда Грига. В конце произведения оркестранты постепенно покидают сцену.
Симфония удивляет сочетанием музыки разных эпох. В ней звучат эстрадные песни, твист, фокстрот, гавайская гитара, средневековая и барочная музыка, массовые песни. В свою музыку Шнитке включил цитаты из Пятой симфонии Бетховена, вальса Штрауса «Сказки венского леса», Первого фортепианного концерта Чайковского, «Прощальной симфонии» Гайдна.
Альфред Шнитке и Геннадий Рождественский
Получить разрешение на исполнение такой «скандальной» симфонии было нелегко. Официальную бумагу из Союза композиторов СССР подписал лично Родион Щедрин. Премьера состоялась в феврале 1974 года в городе Горьком (сегодня — Нижний Новгород). Репетиции происходили в местном Кремле, территория была оцеплена милицией. Симфоническим оркестром Горьковской филармонии дирижировал Геннадий Рождественский, в концерте принял участие знаменитый эстрадно-джазовый ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна и Владимира Чижика. Исполнение вызвало бурное обсуждение в печати и в Союзе композиторов. Симфония на долгое время получила репутацию опального сочинения: за её прослушивание студентов могли исключить из консерватории.
Позднее Геннадий Рождественский был выдвинут на Государственную премию. Чтобы подтвердить свои заслуги, он должен был выступить в Большом зале Московской консерватории. Когда дирижёра спросили, каким сочинением он будет дирижировать, он назвал Первую симфонию Шнитке. Ему ответили: «Ты сошёл с ума! Теперь ты никогда не получишь Государственную премию. В лучшем случае тебе дадут медаль „За отвагу“». Но, несмотря на опасения начальства, Рождественский исполнил симфонию с триумфом. Этот момент и запечатлён на фотографии из музейных фондов — автор и дирижёр аплодируют друг другу и кланяются публике, устроившей им овацию.
Ценные фотодокументы — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.