Квартетные пульты, принадлежавшие Анатолию Брандукову и Виктору Кубацкому

Выпуск 557
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 90-х годах Музей музыки приобрёл у частного лица два нотных пульта, передававшихся от учителя к ученику. Среди прежних владельцев пюпитров ‑ известные московские виолончелисты: Анатолий Брандуков и его ученик Виктор Кубацкий.
Анатолий Андреевич Брандуков — один из самых известных русских виолончелистов. В игре Брандукова современники особенно ценили эмоциональность и красивый, певучий звук. Музыканту посвящён целый ряд этапных сочинений русского виолончельного репертуара, в том числе Пеццо Каприччиозо Чайковского и Виолончельная соната Рахманинова.
Квартетные пульты, принадлежавшие Анатолию Брандукову и Виктору Кубацкому
Анатолий Брандуков родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию с Золотой медалью по классу виолончели, а также занимался теорией музыки у Чайковского. В дальнейшем жил за границей, в Швейцарии и Франции, где общался с писателем Иваном Тургеневым. Во Франции Брандуков был одним из «звездных участников» квартета Мартэна Марсика, бельгийского скрипача, профессора Парижской консерватории. Приезжая в Россию, Анатолий Андреевич сотрудничал с Антоном Рубинштейном, Анной Есиповой, Леопольдом Ауэром, Сергеем Рахманиновым.
В 1906 году Брандуков стал директором и профессором по классу виолончели Московского Музыкально-драматического училища, а в начале 20-х годов — профессором Московской консерватории.
Среди его учеников ‑ Виктор Львович Кубацкий, известный виолончелист, дирижёр, общественный деятель. В 10-х годах он был артистом оркестра, в 20-х — играл в знаменитом Квартете имени Страдивариуса. Тогда же, в начале 20-х годов, Кубацкий участвовал в национализации старинных смычковых инструментов и стоял у истоков Государственной коллекции музыкальных инструментов, которая сегодня входит в состав Музея музыки.
Полтора десятилетия музыкант возглавлял Оперную студию Большого театра. В 1934 году в Ленинграде он впервые исполнил посвящённую ему виолончельную сонату Дмитрия Шостаковича (за роялем был сам автор). В последние предвоенные годы Виктор Львович был дирижёром и солистом Московской филармонии.
Кубацкий преподавал и в Московской консерватории, в том числе по классу квартета.
Один из квартетных пультов, принадлежавших Брандукову и Кубацкому, изготовил выдающийся мебельщик 19-го века Михаэль Тонэт, автор знаменитых тонэтовских стульев, совершивших революцию в истории мебельного искусства. Позднее они получили название «венские стулья», и сегодня их форма известна во всем мире.
Изготавливая предметы мебели, Михаэль Тонэт выгибал древесину с помощью пара — эта старинная технология ведет свою родословную еще от мастеров Древнего Египта. Мебель Тонэта была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но и самой прочной: тонэтовский стул однажды остался невредимым после падения с Эйфелевой башни. Все эти качества в полной мере присущи и квартетным пультам Тонэта, которые хранятся сегодня в Музее музыки.
Уникальные экспонаты — это важная часть нашей музыкальной культуры.
Н. В. Милешина

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.