Чайковский и Александр III

  • 26 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры, — и посвятить ее Государю» — этими словами в ноябре 1889 года Чайковский выразил своё отношение к императору Александру III. В самом деле, государь сыграл в жизни композитора очень важную роль.
В фондах Музея музыки хранятся автографы трёх сочинений Чайковского — Торжественной увертюры на Датский гимн, кантаты «Москва» и Торжественного коронационного марша. Поводом к созданию всех трёх партитур стали события общественной жизни России, связанные с Александром III.В ноябре 1866 года, по случаю ожидавшегося визита в Москву новобрачных — тогда ещё великого князя Александра Александровича и его супруги великой княгини Марии Фёдоровны (урождённой датской принцессы Дагмар) — Чайковский сочинил Торжественную увертюру на Датский гимн, в которой процитировал гимны России и Дании. Это произведение композитор негласно посвятил будущему самодержцу, о чём известно из писем. Но ни в авторской партитуре, ни в первом издании посвящение не обозначено. Возможно, Чайковский счел это непозволительной дерзостью.
В марте 1883 года композитору была оказана честь написать кантату и оркестровый марш для коронации Александра III в Москве. Принявшись за работу неохотно из-за сжатых сроков, впоследствии Чайковский выражал большую радость, что именно ему довелось стать автором музыки для столь важного события. Композитору было приятно слышать об успехе кантаты «Москва» и Торжественного коронационного марша, а также узнать об особом благоволении Александра III к его музыке в целом.
Чайковский и Александр III
Признанием выдающихся заслуг композитора перед русской культурой стало награждение Чайковского в феврале 1884 года орденом Святого Владимира IV степени и последующее официальное представление композитора императорской чете.
Своей любимой оперой Александр III называл «Евгения Онегина». А оперу «Пиковая дама» император воспринял весьма сдержанно, что расстроило композитора. К музыкальным симпатиям Александра III относились также опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Благоволение верховной власти давало возможность Чайковскому выступать ходатаем перед ней в тех или иных вопросах. Так, в 1887 году благодаря содействию композитора Александр III выделил средства на достройку оперного театра в Тифлисе. 1888 год был ознаменован новой царской милостью Чайковскому — назначением пожизненной пенсии 3000 рублей в год.
Проявлением уважения и любви Александра III к Чайковскому стало участие императора в похоронах композитора и оплата всех расходов по траурным мероприятиям.
Нотные автографы великих композиторов — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.

Гитара, принадлежавшая Леониду Утёсову

Перед нами очень ценный экспонат из фондов Музея музыки — семиструнная гитара, принадлежавшая знаменитому певцу, киноактёру, основателю легендарного джазового оркестра Леониду Осиповичу Утёсову.

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.