Чайковский и Александр III

Выпуск 635
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры, — и посвятить ее Государю» — этими словами в ноябре 1889 года Чайковский выразил своё отношение к императору Александру III. В самом деле, государь сыграл в жизни композитора очень важную роль.
В фондах Музея музыки хранятся автографы трёх сочинений Чайковского — Торжественной увертюры на Датский гимн, кантаты «Москва» и Торжественного коронационного марша. Поводом к созданию всех трёх партитур стали события общественной жизни России, связанные с Александром III.В ноябре 1866 года, по случаю ожидавшегося визита в Москву новобрачных — тогда ещё великого князя Александра Александровича и его супруги великой княгини Марии Фёдоровны (урождённой датской принцессы Дагмар) — Чайковский сочинил Торжественную увертюру на Датский гимн, в которой процитировал гимны России и Дании. Это произведение композитор негласно посвятил будущему самодержцу, о чём известно из писем. Но ни в авторской партитуре, ни в первом издании посвящение не обозначено. Возможно, Чайковский счел это непозволительной дерзостью.
В марте 1883 года композитору была оказана честь написать кантату и оркестровый марш для коронации Александра III в Москве. Принявшись за работу неохотно из-за сжатых сроков, впоследствии Чайковский выражал большую радость, что именно ему довелось стать автором музыки для столь важного события. Композитору было приятно слышать об успехе кантаты «Москва» и Торжественного коронационного марша, а также узнать об особом благоволении Александра III к его музыке в целом.
Чайковский и Александр III
Признанием выдающихся заслуг композитора перед русской культурой стало награждение Чайковского в феврале 1884 года орденом Святого Владимира IV степени и последующее официальное представление композитора императорской чете.
Своей любимой оперой Александр III называл «Евгения Онегина». А оперу «Пиковая дама» император воспринял весьма сдержанно, что расстроило композитора. К музыкальным симпатиям Александра III относились также опера «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Благоволение верховной власти давало возможность Чайковскому выступать ходатаем перед ней в тех или иных вопросах. Так, в 1887 году благодаря содействию композитора Александр III выделил средства на достройку оперного театра в Тифлисе. 1888 год был ознаменован новой царской милостью Чайковскому — назначением пожизненной пенсии 3000 рублей в год.
Проявлением уважения и любви Александра III к Чайковскому стало участие императора в похоронах композитора и оплата всех расходов по траурным мероприятиям.
Нотные автографы великих композиторов — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.