Галина Баринова — история концертного платья

Выпуск 630
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Часто вещи живут гораздо дольше своих хозяев и хранят в себе настоящие тайны.
В коллекции Музея музыки хранится скромное концертное платье черного цвета, с длинным рукавом. Связанная с ним история переносит нас в военное прошлое.
В начале 1943 года после прорыва блокады Ленинграда известная скрипачка Галина Баринова вместе с группой артистов была направлена с концертами в город на Неве. В течение двух месяцев она играла для солдат на передовой и в госпиталях, выступала в концертных залах — в том числе, в Большом зале Ленинградской филармонии. Скрипачка вспоминала: «Дважды во время наших концертов рядом падали бомбы, со стен сыпалась штукатурка, стекла вылетали из окон… Было очень холодно».
Галина Баринова — история концертного платья
Галина Баринова играла в промёрзших залах в легком концертном платье с короткими рукавами. Оно не годилось для выступлений в таких условиях. Но в тот момент в Ленинграде было немыслимо отыскать хорошую ткань для нового платья. Однако решение нашлось: по приказу Ленинградского Горсовета для солистки было сшито концертное платье. Материалом послужила оконная гардина из черного бархата. Позже Галина Всеволодовна отмечала: «Платье очень хорошее, черное, до самого пола, из панбархата, с длинным рукавом. В нем было тепло».
Много лет это платье хранилось в семье скрипачки как памятная реликвия — воспоминание о военных временах. Несколько лет назад вместе с архивом Галины Бариновой оно поступило в фонды Российского национального музея музыки и стало одним из украшений музейной коллекции.
Выдающая скрипачка оставила яркий след в нашей культуре. Она завоёвывала награды на престижных конкурсах, выступала с гастролями по стране и за рубежом. Ее репертуар включал более 300 произведений. Во время Великой Отечественной войны скрипачка дала сотни концертов на передовой и в тылу, выступала перед руководителями СССР, США и Великобритании на Тегеранской и Потсдамской конференциях. А чёрное бархатное платье из гардины, сшитое для Галины Бариновой в Ленинграде, стало настоящей реликвией, материальным свидетельством мужества и самоотверженности русских музыкантов в суровые военные годы.
Личные вещи великих артистов — это важная часть нашего культурного наследия.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.