Бювар для приветственного адреса Фёдору Шаляпину

  • 22 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Бювар — слово французского происхождения. Оно означает: «Тот, кто пьёт чернила». В папках-бюварах было принято хранить почтовую бумагу и конверты. Бюварами назывались также роскошные папки для поздравительных адресов, которые изготовляли на заказ в единичном экземпляре. Таков бювар для адреса, преподнесенного Фёдору Шаляпину артистами оркестра театра «Эрмитаж» в 1901 году. Сегодня он хранится в Музее музыки. Бювар покрыт зелёным бархатом, серебряная накладка на верхней крышке украшена рельефным растительным орнаментом, монограммой Ф.И.Ш (Эф-И-Ша) — Фёдору Ивановичу Шаляпину и гравировкой: «Москва, Театр Эрмитаж, 23 июля 1901 года».
В то лето, по окончании сезона в Большом театре 27-летний Фёдор Шаляпин выступал на сцене летнего театра «Эрмитаж» в Москве. График был очень напряжённым — за месяц Шаляпин сыграл в четырнадцати спектаклях.
23 июля 1901 года в театре «Эрмитаж» шли две одноактные оперы: «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и «Паяцы» Леонкавалло. Шаляпин участвовал в обеих постановках, исполнив партии Сальери и Тонио.
Бювар для приветственного адреса Фёдору Шаляпину
Работа Шаляпина над ролью Сальери началась весной 1898 года. Русская частная опера Мамонтова с участием Шаляпина гастролировала в Санкт-Петербурге. Николай Андреевич Римский-Корсаков посетил один из спектаклей. Актёр и режиссер труппы Василий Шкафер вспоминал слова композитора: «Написал небольшую вещичку в духе „Каменного гостя“ Даргомыжского — „Моцарт и Сальери“, принёс ее вам показать». Композитор сел за пианино и сыграл собравшимся артистам и дирекции театра новую оперу. Фёдор Шаляпин спел с листа партию Сальери, а Римский-Корсаков — партию Моцарта.
Шаляпин сразу вдохновился ролью. Она оказалась труднее и сложнее, чем все предыдущие. Монологи и диалоги на пушкинский текст представляли собой мелодические речитативы. Их надо было, по словам Шаляпина, петь так, как говорят.
В работе над ролью помог друг Фёдора Ивановича — Сергей Рахманинов. Еще до премьеры, во время летнего отдыха Шаляпин и Рахманинов исполнили всю оперу целиком — Шаляпин пел обе партии, а Рахманинов ему аккомпанировал. Премьера «Моцарта и Сальери» состоялась 25 ноября 1898 года. Декорации написал художник Михаил Врубель, роль Моцарта исполнил Василий Шкафер, роль Сальери — Фёдор Шаляпин. Опера буквально захватила слушателей: в течение всего спектакля в зале стояла полная тишина, сменившаяся в финале долгой овацией.
Неудивительно, что впоследствии артисты оркестра театра «Эрмитаж» высоко оценили исполнение Шаляпина. Свидетельством тому стал подаренный артисту адрес в дорогом серебряном бюваре.
Личные вещи великих артистов — это важная честь нашей культуры.
Н. Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.