Несыгранная роль Шаляпина

  • 11 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижера в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Премьера состоялась 11 января 1906 года под управлением автора. Тогда же была сделана серия фотографий исполнителей главных партий «Скупого рыцаря» вместе с дирижёром. Одна из этих фотографий хранится в фондах Музея музыки.
Трое главных героев сфотографированы в театральных костюмах и гриме: Антон Боначич (Альбер), Георгий Бакланов (Барон), Иван Грызунов (Герцог). В центре во фраке Сергей Рахманинов.
Несыгранная роль Шаляпина
Потрясающий грим превращает Бакланова-Барона в отвратительного старика. Георгий Бакланов, латыш по отцу, учился в Киеве — сначала на юридическом факультете университета, затем в музыкальном училище. Обладатель сильного и красивого баритона, Бакланов совершенствовал своё мастерство в Петербурге, а потом в Италии. Его оперный дебют состоялся в 1903 году в партии Демона в опере Антона Рубинштейна. Партия Барона в опере Рахманинова — это одна из вершин карьеры певца
Однако по замыслу Рахманинова заглавную партию в «Скупом рыцаре» должен был исполнять другой артист. Обратимся к воспоминаниям композитора. «Побудил меня написать эту оперу Шаляпин. Можно легко вообразить себе, насколько возбудил драматическое начало в Шаляпине характер старого барона, удаляющегося в мрачные глубины подвала поклоняться своим несметным богатствам. Я написал оперу для него». Рахманинов также предназначал для Шаляпина роль Малатесты во второй своей опере «Франческа да Римини». Однако знаменитый певец, вначале с энтузиазмом принявший предложение Рахманинова, не спешил с разучиванием партий, а затем и вовсе отказался их исполнять. Он заявил, что партия Барона по характеру инструментальна и не предназначена для пения. Этим он больно обидел Рахманинова. Чтобы спасти постановку, дирижер Альтани предложил композитору прослушать молодого певца Бакланова, недавно принятого в Большой театр. Тот с воодушевлением взялся за обе партии и выучил их в короткое время. «В партии Скупого, — вспоминал Рахманинов, — он был поразителен».
Пианист Александр Гольденвейзер, отдавая дань гению Шаляпина, отзывался о нем следующим образом: «К сожалению, Шаляпин был ленив. Он не любил готовить новые оперы и учить новые вокальные произведения. Это тем более обидно, что по своей одаренности он схватывал все с необыкновенной быстротой и, конечно, мог бы значительно расширить свой репертуар».
Шаляпин дважды исполнил монолог Барона — один раз в концерте, другой — в музыкальном собрании на квартире Римского-Корсакова. Но опера Рахманинова в его репертуар не вошла.
Ценные фотодокументы — это достояние нашей культуры.
Н. Тартаковская

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.