Гримировальные принадлежности Шаляпина

  • 25 февраля 2024
Фёдор Иванович Шаляпин был поистине «виртуозом грима», и его сценические портреты столь же впечатляли и убеждали, как произведения живописи и скульптуры.
Мастерству театрального грима Шаляпин учился с самого начала своей сценической деятельности. Первыми его наставниками в этом деле были драматические актёры, а позже художники.
Он гримировал для каждой роли не только лицо и шею, но руки и, если было необходимо, тело. Для своего времени это являлось новшеством. Вспоминая о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, Шаляпин с удовольствием отмечал, что его грим вызвал настоящую сенсацию. Актеры, хористы, даже рабочие сцены окружили Фёдора Ивановича, и точно завороженные, дотрагивались до него, а увидев, что его мускулы подрисованы, окончательно пришли в восторг.
Гримировальные принадлежности Шаляпина
Создавая тот или иной сценический портрет, Шаляпин не пользовался им как неизменной маской. Искусствовед Эдуард Старк отмечал, что артист постоянно менял свои гримы, добивался всё большей и большей выразительности. Только в гриме Мефистофеля можно проследить четыре основных варианта, не считая переходных.
Шаляпинский грим создавался в расчёте на масштабы больших сцен и громадных театральных залов. Он наносил краски пальцами, изредка прибегая к растушевке, широкими и контрастными мазками «точно лепил свое лицо». При близком рассмотрении такой грим казался беспорядочным сочетанием мазков, но на огромной оперной сцене производил удивительный художественный эффект. Манера гримировки Шаляпина была родственна живописным приемам Коровина и Врубеля.
Фёдор Иванович открыл новый этап в искусстве грима. Он был первым подлинным художником-гримёром в полном смысле этого слова. Созданный им «стильный грим» (шаляпинский термин) всегда обладал характерными чертами времени и страны. Изменяя его на протяжении спектакля, артист подчеркивал внутреннее развитие образа. Так, в роли Бориса Годунова грим менялся в каждой картине, и зрители видели, как «страдания и макбетовские муки разъедают человека», как появляются и углубляются морщины, как седина серебрит волосы и бороду.
В фондах Музея музыки хранятся гримировальное зеркало великого артиста, 26 насадок для носа, парики для различных ролей, а также коробка с тонами для грима известной берлинской фирмы «L. Leichner» [Людвига Ляйхнера]. Театральный грим, разработанный Ляйхнером без использования свинца, имел широкий диапазон оттенков, причем некоторые из них были специально разработаны для электрического освещения на сцене
Эти уникальные предметы, необходимые для сценических перевоплощений, сегодня можно увидеть в Музее-усадьбе Шаляпина на Новинском бульваре в Москве.
Личные вещи великих артистов — это достояние нашей культуры.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.