Программа первого исполнения сюиты Николая Семеновича Голованова «Принцесса Юрата»

Выпуск 621
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится уникальная программа первого исполнения сюиты Николая Семеновича Голованова из оперы «Принцесса Юрата».
Любителям музыки Голованов известен как выдающийся дирижер. На протяжении многих лет он был главным дирижером Большого театра, а также возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета. По признаниям самого музыканта, его всегда привлекало композиторское творчество, на которое, к сожалению, ему удавалось выкроить лишь редкие свободные от других занятий часы.
Программа первого исполнения сюиты Николая Семеновича Голованова «Принцесса Юрата»
Писать музыку Голованов начал еще в Синодальном училище. Затем, уже в период учебы в Московской консерватории, были созданы симфония, Увертюра на русские темы, опера «Богатырский курган», театральная музыка.
Сергей Василенко, в чьем классе композиции занимался Голованов, впоследствии в своих воспоминаниях назвал его «изумительно одаренным мальчиком» и ставил на первое место среди своих учеников. В мае 1914 года Николай Семенович блестяще окончил Московскую консерваторию и получил диплом свободного художника и золотую медаль. Его дипломной работой стала опера-сказка «Принцесса Юрата», в первоначальном варианте «Царица Юрата», на сюжет литовской легенды о происхождении янтаря. Художественный совет принял решение исполнить оперу в следующем сезоне, но помешала начавшаяся война. 4-го апреля 1915 года в симфоническом собрании Русского музыкального общества впервые прозвучала сюита из этой оперы. Дирижировал Ипполитов-Иванов.
На премьеру откликнулись многие московские газеты. Юрий Сахновский в «Русском слове» писал: «…Сочинение молодого автора явно и ярко засвидетельствовало как хорошую школу, так и несомненную талантливость. В самом деле, несмотря на груз больших усвоенных познаний, переливавшихся хорошими отраженными вспышками от Римского-Корсакова, от Рахманинова, от Дебюсси, Грига и Стравинского, вся масса приобретенных в школе композиторских возможностей не заглушила индивидуальности творчества, ясности логики и наличности фантазии». В других рецензиях отмечалось, что Голованов «обладает вполне законченной композиторской техникой» и «одарен чувством формы и меры и, наконец, наделен хорошим вкусом», имеет «оригинальный дар оркестровки — свежей, яркой и подчас новой».
«Принцесса Юрата» — один из первых композиторских опытов Голованова. Музыку он продолжал писать все последующие годы. Тем не менее, только в наши дни открывается подлинный масштаб его творческого наследия. Это связано с публикацией духовных произведений, исполнением хоровой, оркестровой и вокальной музыки Николая Семеновича.
Ценные документы — важная часть нашей музыкальной культуры.
Е. Б. Сигейкина

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.