Собинов в роли Орфея

  • 17 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В фондах Музея музыки хранится рисунок пастелью с изображением выдающегося русского певца Леонида Собинова в роли Орфея в опере Глюка «Орфей и Эвридика». Художник Андерсон запечатлел трагический кульминационный момент оперы: легендарный певец Орфей, герой древнегреческого мифа, скорбит о навсегда потерянной любимой супруге Эвридике.
Голова Собинова-Орфея в тёмно-золотом лавровом венке на золотистых локонах низко опущена, огромные глаза закрыты, брови трагически заломлены. Весь вид выражает глубокое страдание и муку.
Собинов в роли Орфея
Творческая жизнь Леонида Собинова большей частью протекала в Москве. Он был солистом Большого театра, на сцене которого выступил более шестисот раз и исполнил 35 ролей. Дважды — в 1917–1918 и в 1921 годах — Собинов был директором Большого театра. Певец часто гастролировал в России и в Европе. В 1910 году на сцене Мариинского театра в Петербурге артист предстал в роли Орфея.
Выдающиеся мастера искусства Серебряного века — режиссер Всеволод Мейерхольд, художник Александр Головин и балетмейстер Михаил Фокин создали запоминающийся спектакль. В хоровых и балетных сценах было задействовано более двухсот человек. Три года понадобились Александру Головину для написания декораций. Над одним только красным занавесом восемьдесят портних трудились несколько месяцев.
Выбор исполнителя главной роли также занял немало времени. По традиции, существовавшей с девятнадцатого века, партию Орфея исполняла певица-контральто. Французский композитор Гектор Берлиоз специально переписал эту партию для Полины Виардо. Эта традиция сохранялась и на русской сцене, где в роли Орфея также выступали певицы. Дирижер спектакля Эдуард Направник поручил заглавную роль солистке Мариинского театра Евгении Збруевой. Но тут воспротивился художник Головин. Он заявил, что женская фигура в задуманном им костюме — тонком греческом хитоне — будет выглядеть несообразно образу. К тому же создатели спектакля установили, что первоначально роль Орфея отводилась певцу-кастрату, а в Париже ее исполнял тенор. Так возникла кандидатура знаменитого московского тенора Леонида Собинова. Он долго и тщательно готовился к роли, изучал разные редакции, слушал оперу в различных исполнениях — в Италии с певицей Марией Гай, в Париже с тенором Люсьеном Мураторе. Некоторые эпизоды партии Собинову пришлось транспонировать под свой голос.
В роли Орфея артист был неподражаем. Очевидцы вспоминали: «Когда в сцене Аида на высоких скалах серо-красного цвета появлялся Орфей, он был так сказочно красив, что по всему театру проносилась волна восхищения».
Ценные произведения изобразительного искусства — важная часть нашей культуры.
Н. Тартаковская

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.

Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина

В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.