Петров-Водкин. Портрет певицы Петровой-Званцевой

  • 15 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции картин Музея музыки хранится портрет певицы Веры Петровой-Званцевой кисти Кузьмы Петрова-Водкина.
Они были не только частично однофамильцами, но и ровесниками. И родились они недалеко друг от друга: будущая певица — в Саратове, будущий художник — в городе Хвалынске Саратовской губернии. Вторую часть фамилии Петрова-Званцева получила от мужа, оперного певца.
Вера Николаевна обладала сильным и глубоким контральто, но ей были подвластны и более высокие партии меццо-сопрано. Она окончила Московскую консерваторию, в которой позже стала преподавать, и дебютировала в партии Вани в опере Глинки «Жизнь за царя». Петрова-Званцева работала на сценах Московской частной оперы Саввы Мамонтова, оперного театра Сергея Зимина. В ее репертуаре было около сорока оперных партий, среди них Лель в «Снегурочке», Любава в «Садко», Графиня в «Пиковой даме», Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине». Больше всего ей удавались сильные, драматические оперные образы: например, Амнерис в «Аиде», цыганка Азучена в «Трубадуре» Джузеппе Верди. Одной из любимых партий певицы была Кармен в опере Жоржа Бизе — эту роль Вера Николаевна исполнила около тысячи раз. Певица много гастролировала, выступала в концертах с романсами. Восхищенные современники дали ей прозвище «Шаляпин в юбке».
Петров-Водкин написал портрет Петровой-Званцевой в 1913 году, когда им обоим было около сорока лет. К этому времени художник был широко известен — годом ранее написал знаменитое полотно «Купание красного коня», был членом объединения «Мир Искусства», расписывал храмы, преподавал в частной художественной школе.
Художник любил жанр портрета, чаще рисовал женские лица. Он многократно изображал мать, жену, дочь, известны его портреты Анны Ахматовой, Александра Пушкина, автопортреты.
Искусствоведы отмечают в портретах художника индивидуальные черты: иконописную манеру изображения, передачу особого спокойствия духа, поиск в современных образах постоянного и вечного.
Вера Петрова-Званцева изображена на портрете не в сценическом образе, а в минуты отдыха, в свободной расслабленной позе. Темно-вишневое платье контрастирует по цветовой гамме с фоном — зеленой тканью в стилизованных складках в виде листьев. Пышные темные волосы зачёсаны назад. Черты её лица просты и лишены утонченной изысканности. Облик выражает духовную сосредоточенность. Лицо спокойно и серьёзно, взгляд задумчив и направлен прямо на зрителя. Благодаря этому создается ощущение контакта, общения с изображённой женщиной.
Так, благодаря портрету, а также записям на грампластинках, остаётся память о выдающейся певице, внесшей заметный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры.
Произведения великих художников — наше культурное достояние.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.