Петров-Водкин. Портрет певицы Петровой-Званцевой

Выпуск 617
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции картин Музея музыки хранится портрет певицы Веры Петровой-Званцевой кисти Кузьмы Петрова-Водкина.
Они были не только частично однофамильцами, но и ровесниками. И родились они недалеко друг от друга: будущая певица — в Саратове, будущий художник — в городе Хвалынске Саратовской губернии. Вторую часть фамилии Петрова-Званцева получила от мужа, оперного певца.
Вера Николаевна обладала сильным и глубоким контральто, но ей были подвластны и более высокие партии меццо-сопрано. Она окончила Московскую консерваторию, в которой позже стала преподавать, и дебютировала в партии Вани в опере Глинки «Жизнь за царя». Петрова-Званцева работала на сценах Московской частной оперы Саввы Мамонтова, оперного театра Сергея Зимина. В ее репертуаре было около сорока оперных партий, среди них Лель в «Снегурочке», Любава в «Садко», Графиня в «Пиковой даме», Любаша в «Царской невесте», Марфа в «Хованщине». Больше всего ей удавались сильные, драматические оперные образы: например, Амнерис в «Аиде», цыганка Азучена в «Трубадуре» Джузеппе Верди. Одной из любимых партий певицы была Кармен в опере Жоржа Бизе — эту роль Вера Николаевна исполнила около тысячи раз. Певица много гастролировала, выступала в концертах с романсами. Восхищенные современники дали ей прозвище «Шаляпин в юбке».
Петров-Водкин написал портрет Петровой-Званцевой в 1913 году, когда им обоим было около сорока лет. К этому времени художник был широко известен — годом ранее написал знаменитое полотно «Купание красного коня», был членом объединения «Мир Искусства», расписывал храмы, преподавал в частной художественной школе.
Художник любил жанр портрета, чаще рисовал женские лица. Он многократно изображал мать, жену, дочь, известны его портреты Анны Ахматовой, Александра Пушкина, автопортреты.
Искусствоведы отмечают в портретах художника индивидуальные черты: иконописную манеру изображения, передачу особого спокойствия духа, поиск в современных образах постоянного и вечного.
Вера Петрова-Званцева изображена на портрете не в сценическом образе, а в минуты отдыха, в свободной расслабленной позе. Темно-вишневое платье контрастирует по цветовой гамме с фоном — зеленой тканью в стилизованных складках в виде листьев. Пышные темные волосы зачёсаны назад. Черты её лица просты и лишены утонченной изысканности. Облик выражает духовную сосредоточенность. Лицо спокойно и серьёзно, взгляд задумчив и направлен прямо на зрителя. Благодаря этому создается ощущение контакта, общения с изображённой женщиной.
Так, благодаря портрету, а также записям на грампластинках, остаётся память о выдающейся певице, внесшей заметный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры.
Произведения великих художников — наше культурное достояние.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.