Первая Чио-чио-сан в России

  • 15 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В Музее музыки хранится архив известного режиссёра музыкального театра Владимира Алексеева, старшего брата Константина Сергеевича Станиславского. Среди документов архива много материалов, посвященных первой постановке оперы «Чио-чио-сан» в России. Это программы спектаклей, фотографии исполнителей главных партий, рецензии. Дело в том, что Владимир Сергеевич вскоре после постановки оперы в Италии перевел ее либретто на русский язык. В январе 1911 года он, совместно с Петром Олениным поставил «Чио-чио-сан» на сцене Оперного театра Зимина. Во всех рецензиях на спектакль наибольшее внимание уделялось певице Вере Владимировне Люце, исполнившей партию главной героини.
Рецензент «Московских ведомостей» Юлий Энгель писал: «Заглавную партию поет г-жа Люце, которой приходится выносить большую часть оперы на своих плечах, ибо Чио-чио-сан не только главное, но, в сущности, почти единственное действующее лицо в опере. Привлекает не только голос певицы, но и общий вдумчивый характер передачи. И какое живое лицо ее Баттерфляй — женщины любящей, верящей, отчаивающейся!»
Первая Чио-чио-сан в России
Ему вторил Георгий Конюс: «В лице Веры Люце героиня трагедии нашла себе во всех отношениях очень подходящую исполнительницу. Принимая во внимание трудность этой партии (Чио-чио-сан является средоточием внимания в течение всего представления), нельзя не радоваться шумному успеху талантливой артистки». Николай Вильде из газеты «Новое время» считал эту роль певицы лучшей в ее репертуаре и отметил ее яркий драматический талант.
Вера Владимировна Люце училась вокальному искусству у своей матери — певицы Софьи Конарской. В 1902 году она дебютировала на сцене Варшавской оперы, где проработала четыре года. Под именем Вера де Люце певица выступала в театрах Польши, Галиции, Италии. В 1907–1913 годах она была солисткой московской Оперы Сергея Зимина. Первые же ее выступления в партии Розины в опере Россини «Севильский цирюльник» получили восторженную оценку в прессе. «Г-жа Люце — блестящая колоратурная певица… Красивый, сочный нижний регистр, середина ровная, но матовая, верхи чистые… по школе, технике, музыкальности г-жа Люце крупная величина» — писал рецензент газеты «Раннее утро».
В обширном репертуаре певицы такие партии, как Антонида в опере Глинки, Шемаханская царица, Снегурочка и Марфа в операх Римского-Корсакова, Джильда и Виолетта в операх Верди, Мими в «Богеме» Пуччини, Норма в одноименной опере Беллини.
К сожалению, о вокальном искусстве Веры Владимировны мы можем судить лишь по двум сохранившимся в Музее музыки записям фирмы «Зонофон Рекорд». Это ария Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» и Вариации Генриха Проха. Но и они дают представление о «голосе редкой красоты», каким обладала первая Чио-чио-сан в России.
Ценные документы — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.