Пауль Хиндемит в СССР
Выпуск 628
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится редкая фотография с дарственной надписью на немецком языке: «Господину профессору Браудо на добрую память. Пауль Хиндемит. 27 июля 1927 года». Исай Браудо — известный органист, профессор Ленинградской консерватории, общавшийся со знаменитым немецким композитором и исполнителем во время его гастролей в Советском Союзе.
Хиндемиту на этой фотографии немногим более тридцати лет; он выглядит привлекательно, несмотря на редеющие волосы. Музыкант снят строго анфас — внимательный взгляд устремлен прямо на зрителя, уголки губ слегка приподняты в полуулыбке.
Таким Хиндемита увидели советские любители музыки во время первого приезда композитора в СССР.
Его сочинения уже были известны в нашей стране — они исполнялись в концертах Ассоциации современной музыки. Однако Пауля Хиндемита встречали прежде всего как замечательного альтиста, участника известного струнного ансамбля, получившего по имени первого скрипача название: Амар-квартет.
На вопрос критика, когда Хиндемит начал сочинять — тот ответил: «Как только получил инструмент. С шести лет получил скрипку. И в тот же день начал сочинять».
Как раз в год приезда в нашу страну Хиндемит был приглашен на должность профессора композиции в Высшую музыкальную школу в Берлине. В эти годы он написал свои ставшие известными произведения — Концерт для оркестра, оперы «Убийца — надежда женщин» и «Святая Сусанна», сонаты для своего любимого альта и другие камерные произведения. Хиндемит становится символом новейшей немецкой музыки. Его авангардные сочинения, задуманные как вызов романтизму, нередко эпатировали публику, их исполнение сопровождалось скандалами, негодующим свистом.
Параллельно с сочинением музыки Хиндемит в эти годы активно концертировал. С квартетом Амара он объездил полмира и дважды побывал в СССР, дав в общей сложности пять концертов в Москве и Ленинграде. В программы Амар-квартета входили и сочинения Хиндемита. Сам композитор с юмором замечал, что, поскольку он участвует в исполнении собственных сочинений, то вынужден писать много квартетов, так как слушать старые для него невыносимо.
Сочинения Хиндемита были с интересом восприняты советскими слушателями и по достоинству оценены критиками. Борис Асафьев отмечал в музыке немецкого композитора «яркое ощущение бодрости, свежести и новизны наряду с ритмической стройностью и волевой устремленностью».
Музыка Хиндемита не только прочно вошла в историю искусства XX века, но и оставила память о себе в музыкальной жизни нашей страны 1920-х годов.
Ценные фотодокументы — важная часть нашей культуры.
Н. Ю. Тартаковская