Александр Цфасман «Композитор, пианист, дирижёр» (грампластинка)

Выпуск 629
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции грамзаписей Музея музыки хранятся уникальные грампластинки первых советских джазовых оркестров и солистов. Их немало, по этим записям можно проследить историю становления джаза в нашей стране.
Один из первых музыкантов, повлиявших на формирование отечественной джазовой музыки — Александр Наумович Цфасман. С ним связано начало развития профессионального джаза в России. Его творчеству посвящена раритетная пластинка из музейных фондов: «Александр Цфасман. Композитор, пианист, дирижер». Это первый выпуск серии, в которой отражено творчество джазового музыканта. На пластинке представлены записи 1930-40-х годов. Это композиции «Звуки джаза», «Хорошо», «Утомленное солнце», фантазия на темы музыки к кинофильму «Король джаза», а также особенное произведение в исполнении вокального квартета. Многим поколениям меломанов полюбился шуточный фокстрот «Неудачное свидание», созданный в 1927 году Цфасманом на слова Бориса Тимофеева. Его часто включал в свои выступления Леонид Утесов, позже одним из ярких исполнителей этой мелодии был выдающийся артист Андрей Миронов.
Александр Цфасман «Композитор, пианист, дирижёр» (грампластинка)
Впервые джаз зазвучал по радио в 1928 году. В студии на Кузнецком мосту в Москве подготовили первую грампластинку. Оба эти события связаны с Александром Цфасманом и его ансамблем «АМА-джаз». В ранних сюжетах звукового отечественного кино перед началом сеансов в кинотеатрах демонстрировались видеоролики — номера из репертуара «АМА-джаза». Коллектив выступал в парках, в фойе крупных московских кинотеатров, неизменно вызывая интерес и восторженный прием.
Среди увлечений Цфасмана были футбол и цветы. Любовь к природе, ее красоте отражена в названиях произведений, записанных на грампластинке: «Солнечный день», «У водопада», «Полевой цветок». Среди цветов музыкант особенно любил розы. Они в изобилии росли на даче, где он проводил время с семьей: супругой и сыном Робертом. Цветами Цфасман занимался увлеченно, собирал и выращивал оригинальные сорта, полученные от друзей, от известных коллекционеров, из Нидерландов, из Англии. Футболисты московского «Динамо» часто приезжали в гости к музыканту и тоже любовались благоухающими розами, а знаменитый джазмен посещал футбольные матчи и с азартом болел за динамовских игроков.
Джаз стал основной сферой деятельности выдающегося музыканта Александра Цфасмана. Его музыка с годами не потеряла своего блеска, она и сегодня звучит на концертной эстраде. А услышать ее в подлинном звучании помогают раритетные грампластинки из фондов Музея музыки.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.