Фортепиано фирмы «Бродвуд и сыновья»

Выпуск 627
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1963 году в коллекцию Музея музыки поступило прямоугольное молоточковое фортепиано лондонской фирмы «Бродвуд и сыновья», изготовленное в первой четверти XIX века.
Термин «молоточковое фортепиано» используется для отличия старинной разновидности фортепиано XVIII ‑ первой половины XIX веков от современных роялей и пианино. Молоточковые фортепиано отличаются более четким, сухим и камерным звучанием. Они не обладают богатством обертонов, сочностью и певучестью звука современных фортепиано. В высоком регистре напоминают клавесинный тембр.
Фортепиано фирмы «Бродвуд и сыновья»
«Джон Бродвуд и сыновья» (или коротко «Бродвуд») — старейшая в мире фирма по изготовлению фортепиано. Основана в 1728 году в Лондоне клавесинным мастером Буркатом Шуди. Затем фирму возглавлял его зять Джон Бродвуд. С 1808 года фирма стала называться «Джон Бродвуд и сыновья». Фирма предоставляла свои инструменты для концертных турне композиторам Йозефу Гайдну и Фредерику Шопену. В 1818 году Томас (младший сын Джона Бродвуда) подарил рояль в знак признательности Людвигу ван Бетховену.
С 2008 года фирма становится поставщиком фортепиано для королевского двора Великобритании.
Музейное фортепиано фирмы «Бродвуд» принадлежало профессору Московской консерватории, советскому музыковеду, пианисту, музыкальному психологу Григорию Прокофьеву. После Октябрьской революции он был членом директората Московской консерватории и деканом организованного им педагогического факультета. Григорий Прокофьев писал о творчестве Метнера, Танеева, Скрябина. Был одним из первых исследователей творчества Сергея Рахманинова, разрабатывал вопросы методики и психологии фортепианной педагогики и исполнительства.
Музейное прямоугольное фортепиано фирмы «Бродвуд и сыновья», принадлежавшее Григорию Прокофьеву, можно увидеть на экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Ценные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Леонид Коган на конкурсе в Брюсселе

В личном фонде скрипача Леонида Когана в Музее музыки сохранилась памятная фотография. Она была сделана в 1951 году в Брюсселе после окончания Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы.

Леонид Коган и Франко Маннино

На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.