Шахматный альбом Давида Ойстраха
Выпуск 613
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В личном фонде Давида Ойстраха в Музее музыки хранятся многочисленные альбомы с фотографиями и газетными вырезками, рассказывающими о концертах великого скрипача во многих странах мира. Среди этих ценных артефактов почти незаметен маленький, размером с тетрадный лист, альбомчик. На двадцати листах из синего картона наклеены вырезки из газет конца 1930-х годов и несколько фотографий. Эти документы связаны с увлечением музыканта, которому он посвящал свободное время — шахматами.
Ойстрах был шахматистом первой Всесоюзной категории. В альбоме помещён шарж художника Константина Елисеева под названием «Сеанс одновременной игры». Давид Федорович правой рукой водит смычком по струнам, а левой переставляет фигуры на шахматной доске.
В предвоенные годы Давид Ойстрах не раз выступал в шахматных турнирах в составе команды Московской консерватории. В альбоме находим свидетельство о сеансе одновременной игры на четырнадцати досках, который Ойстрах провёл с артистами симфонического оркестра филармонии. Тринадцать партий скрипач выиграл, одну проиграл.
В годы войны Ойстрах не только участвовал в концертах для раненых бойцов, но и давал в госпиталях сеансы шахматной игры. Сохранилась заметка об одном из таких сеансов, в котором скрипач выступал против четырнадцати бойцов-шахматистов — и одержал 12 побед. Только двое игроков сумели добиться ничьих и получили призы — шахматную литературу с автографом Ойстраха.
Одним из ярких событий шахматной биографии музыканта стало его участие в 1938 году в турнире советских мастеров искусств против чехословацкого гроссмейстера Соломона Флора, одного из крупнейших шахматистов мира. Против знаменитого гроссмейстера сражались вместе с Ойстрахом скрипач Натан Фишман, режиссер Павел Златогоров, композитор Валентин Кручинин, артист эстрады Михаил Гаркави, актеры гастролирующих в столице театров. Игра началась ночью, а к рассвету у Флора остались только четверо серьезных противников. Среди них был Ойстрах, он сражался до утра и завоевал почётную ничью.
Еще один уникальный матч вошел в историю не только шахматного, но и музыкального искусства. Это знаменитое сражение Давида Ойстраха с Сергеем Прокофьевым в 1937 году — в Центральном Доме работников искусств. Интерес был огромный, мест в зале не хватило, и болельщики стояли в проходах. Победитель получал приз Клуба мастеров искусств, а проигравший должен был дать концерт для шахматистов-работников искусств. Победил Ойстрах со счетом 4:3, а концерты дали оба участника исторического матча.
Для Ойстраха шахматная игра была не просто «гимнастикой ума». Эмоциональный накал, творческий азарт, вдохновение роднят шахматы и музыкальное искусство. Недаром Ойстрах разделял увлечение, присущее многим музыкантам прошлого и его современникам. Свидетельство этого увлечения — шахматный альбом музыканта, хранящийся в Музее музыки.
Ценные документы — это живая история музыки.
Н.Тартаковская