Два Шаляпина

  • 11 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В музейном фонде Юрия Сахновского, композитора и музыкального критика, друга Сергея Рахманинова и Фёдора Шаляпина, хранится фотография — подарок Шаляпина Сахновскому с дарственной надписью. Фотография сделана в 1910 году; на ней запечатлены великий певец и его маленький сын Борис. Оба принарядились для фотосъёмки: у Фёдора Ивановича на шее пышный бант в горошек вместо галстука, Борис в нарядном костюмчике с белыми воротником, манжетами и широким поясом стоит, важно скрестив руки на груди. Текст шутливой надписи на паспарту гласит: «Два Шаляпина. Прелестная картина предстала взору нашему в одиннадцать часов — один Шаляпин в три аршина, другой — в четырнадцать вершков». В переводе на современную систему мер три аршина — около 210-ти сантиметров, а четырнадцать вершков — 63 сантиметра. Действительно, сын не достает отцу до пояса.
Борис Шаляпин уже в преклонных годах рассказывал, как появилась эта фотография: «Пусть это не покажется странным, но я прекрасно помню тот день. Мне шел шестой год, а жили мы в доме Варагина, неподалеку от места, где теперь стоит памятник Юрию Долгорукому. Отец пришел домой днем. Был он в прекрасном расположении духа, много шутил. А потом вдруг говорит: „Одевайся, Бориска, пойдем фотографироваться“. Я быстро надел костюмчик — что-то вроде матроски, и мы пошли вниз по Тверской в фотоателье Фишера. Снимались мы долго — все из-за меня. Я принимал такие важные позы и делал такое суровое лицо, что отец только руками разводил. Отец брал меня на руки, сажал на спину — эти снимки тоже сохранились».
На паспарту фотографии стоит фирменный штамп фотоателье Фишера: «придворный поставщик, фотограф Императорских театров». Но это еще не полный титул одного из самых известных российских фотографов. Официально Карл Андреевич Фишер именовался «фотографом Московских Императорских театров и Университета, Московского публичного Румянцевского музея и Музея изящных искусств Александра III». Карл Фишер снимал известных артистов в театральных костюмах, сцены из спектаклей и репетиции. Фотооткрытки с изображением театральных артистов продавались зрителям во время антрактов. Режиссеры заказывали в ателье Фишера специальные альбомы с фотографиями декораций и эскизов костюмов. Не случайно Фёдор Иванович повел сына сниматься именно в ателье на Кузнецком мосту.
Всего в тот день было сделано пятнадцать снимков Шаляпина с сыном; они неоднократно публиковались в виде фотооткрыток на продажу, печатались в журналах. А в 1993 году Музей музыки выпустил подборку фотографий под названием «Фёдор Иванович Шаляпин. Съемка одного дня».
Ценные фотодокументы — это живая история музыки.
Н.Тартаковская

Последние выпуски программы

Портрет отца Шаляпина

Фёдор Иванович Шаляпин всегда помнил и любил свою Родину. История семьи, место рождения родителей его всегда живо интересовали. Не случайно в 1901 году он совершает поездку в Вятскую губернию в надежде найти отчий дом.

Неизвестный портрет Анны Керн

В 2001 году в фонды музея поступил женский портрет работы неизвестного художника первой половины XIX века. Предположительно, на портрете изображена Анна Керн, воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным в знаменитых строках: «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты…».

Письмо Римского-Корсакова

В фонде Николая Андреевича Римского-Корсакова в Музее музыки хранится ценный документ — письмо композитора, адресованное Фёдору Ивановичу Шаляпину. Характерен острый, как бы летящий почерк Римского-Корсакова, строки резко поднимаются вверх.