«На солнечной поляночке». Автограф песни

  • 9 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Среди драгоценных автографов песен Великой отечественной войны в Российском национальном музее музыки хранятся ноты песни «На солнечной поляночке», написанные рукой Василия Соловьева-Седого. Стихи принадлежат Алексею Фатьянову. Его поэзия очень музыкальна. Со многими композиторами привелось работать Фатьянову, но самый плодотворный творческий союз получился с Соловьевым-Седым. Вместе они создали песни «Давно мы дома не были», «Потому что мы пилоты», «Золотые огоньки», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «Дорога-дорога», «Соловьи» и многие другие.
В годы войны Фатьянов выступал перед бойцами на передовой с фронтовым ансамблем, сочиняя для этих концертов частушки, сценки, стихи и песни. Ранения и горечь поражений первого года войны на сломили дух поэта-песенника: он пишет стихи, наполненные светом и оптимизмом. С теплом и юмором рассказывает он, как «на солнечной поляночке» молодой боец поет о своей любви, о том, как «черноглазая» свела его с ума. Парень аккомпанирует себе на «тальяночке» — разновидности русской гармошки. Название происходит от слова «итальянка» — некоторые гармони напоминали жителям русских деревень музыкальные инструменты, на которых играли бродячие итальянские музыканты.
Стихотворение было опубликовано в газете «За Родину!» в 1942 году и показалось многим несколько легкомысленным на фоне тяжелых военных событий. Однако Соловьеву-Седому был близок образ скромного паренька, играющего на гармошке. Выдающийся мастер-песенник в годы войны считал очень важным и нужным создание лирических песен, трогающих сердца простых солдат.
В песне «На солнечной поляночке» композитор использует интонации русских гармошечных наигрышей, ритмические «подхваты» и «перебои», приемы импровизации, благодаря чему музыка воспринимается как живое, непосредственное высказывание. Вслушайтесь, как в припеве на словах «Играй, играй, рассказывай, Тальяночка сама» — как будто слышатся притоптывания, приплясывания гармониста.
Музыка точно и тонко воплощает образы стихотворения. К примеру, на словах «дугою выгнув бровь» мелодия сначала поднимается вверх, а потом спускается, как бы описывая эту «дугу».
Война в стихотворении упоминается лишь пару раз, как «битва грозная», «дым-порох», «лютая битва с ворогом», в которой боец получил медаль, «растопившую» сердце девушки.
Через частную, конкретную историю любви простого солдата поэт и композитор передали высокие душевные качества людей, их патриотизм, стойкость и оптимизм. «Тальяночка», так называли песню, стала одной из самых любимых и звучала на всех фронтах; она продолжает радовать нас и сегодня.
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Занкова А.В.

Последние выпуски программы

Альфред Шнитке и Юрий Башмет

На фотографии из фондов Музея музыки мы видим композитора Альфреда Шнитке и альтиста Юрия Башмета. Снимок сделан в мае 1987 года после концерта в Большом зале Московской консерватории. В тот вечер Башмет впервые исполнил для москвичей Концерт для альта с оркестром Шнитке.

Образ Мефистофеля в интерпретации Ф. И. Шаляпина

В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Федора Ивановича Шаляпина.

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.