Версиканнель

Выпуск 600
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1950 году из Дома народного творчества в Музей музыки поступил карельский версиканнель. Это однострунный инструмент типа монохорда, родственный эстонскому молльпилю и финскому вирсикантелю. Он представляет собой копию с инструмента, находящегося в Карельском научно-исследовательском институте культуры в Петрозаводске.
Инструмент имеет узкий деревянный корпус длиной 98 см при ширине 12,5 см. При его изготовлении использована древесина клена, ели и берёзы. К деке прикреплен длинный узкий гриф с металлическими ладами, позволяющими извлекать хроматический звукоряд. Для игры версиканнель кладут на стол. Правой рукой играют смычком по единственной жильной струне, а пальцами левой руки прижимают струну к ладам, меняя высоту звука.
На версиканнеле играли преимущественно горожане. Они исполняли песенные и танцевальные мелодии, или аккомпанировали собственному пению. Звучание версиканнеля напоминает звук народной скрипки. Иногда этот инструмент именовали псалмодикон. Так назывался однострунный смычковый инструмент типа цитры шведского происхождения. Слово псалмодикон в переводе с греческого означает «пение псалмов». Под его звуки в XIX ‑ начале ХХ веков исполняли церковные гимны в приходских церквях, молельных домах и в семейном быту.
Сегодня версиканнель практически исчез из народной музыкальной практики и применяется лишь в оркестровой группе ансамбля «Кантеле».
Музейный версиканнель был изготовлен в Петрозаводске в 1937 году по инициативе известного ученого-филолога Матвея Хямяляйнена. Он родился в 1903 году под Петербургом в семье кочегара. В 1930-е годы и после войны работал в Петрозаводске в Карельском научно-исследовательском институте культуры, занимался исследованиями вепсского языка и письменности, отстаивал права малых народов на обучение на родном языке. Опубликовал более 30 научных работ по грамматике карельского, финского и вепсского языков.
Созданный по инициативе Матвея Хямяляйнена карельский версиканнель демонстрируется в постоянной экспозиции Музея музыки.
Редкие музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Н. Милешина

Последние выпуски программы

Коровин — Пейзаж

Первый русский импрессионист Константин Коровин говорил: «Пейзаж нельзя писать без цели, только за то, что он красив — в нем должна быть история вашей души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Леонид Коган на конкурсе в Брюсселе

В личном фонде скрипача Леонида Когана в Музее музыки сохранилась памятная фотография. Она была сделана в 1951 году в Брюсселе после окончания Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы.

Леонид Коган и Франко Маннино

На фотографии из фондов Музея музыки два выдающихся музыканта — скрипач Леонид Коган и итальянский дирижёр, пианист, композитор, оперный режиссёр и драматург Франко Маннино. Фото сделано после совместного концерта: улыбающиеся музыканты во фраках, в руках у Когана скрипка, с которой он никогда не расставался.