Автограф арии Шемаханской царицы

Выпуск 593
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится немного нотных автографов Николая Андреевича Римского-Корсакова, что вполне объяснимо: почти всё творческое наследие петербургского композитора находится в его родном городе. Тем не менее, в фондах московского Музея музыки есть дарственные надписи Римского-Корсакова на нотах и фотографиях, которые он дарил своим друзьям и ученикам. Среди этих ценных документов — потемневшие от времени листы нотной бумаги, на которых характерным почерком композитора, острым, с сильным наклоном вправо записана ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок». Рукопись, вероятно, датируется 1906 годом, когда Римский-Корсаков только приступил к работе над оперой. Это первоначальный вариант красивейшей арии. Ее словесный текст, тяжеловесный и корявый, существенно отличается от окончательного.
Уникальная рукопись Римского-Корсакова — это тоже подарок, причем с особенной историей.
Автограф арии Шемаханской царицы
В 1926 году исполнилось 60 лет со дня основания Московской консерватории. Праздничные мероприятия состоялись в начале следующего, 1927 года. В течение трех дней в Большом зале консерватории проходили торжественные заседания и концерты. В фойе была организована выставка раритетов консерваторского музея.
В ходе торжеств проректор Ленинградской консерватории Александр Вячеславович Оссовский преподнес московским коллегам свой дар — нотный автограф Римского-Корсакова. Сопроводительное письмо гласит: «Эта рукопись — подлинная партитура арии Шемаханской царицы (обращения к солнцу) из оперы „Золотой петушок“ Николая Андреевича Римского-Корсакова — была подарена мне по смерти Николая Андреевича его вдовою Надеждой Николаевной Римской-Корсаковой на память о моем незабвенном великом учителе. Эту самую дорогую для меня реликвию приношу в дар Московской Государственной консерватории».
Александр Оссовский по образованию и профессии был юристом. Но, будучи влюблен в музыку и обладая талантом, он поступил в Петербургскую консерваторию и два года брал уроки композиции у Римского-Корсакова. Оссовский стал другом семьи Римских-Корсаковых и постоянным участником музыкальных собраний в доме композитора, проходивших два раза в месяц по средам. Впоследствии Оссовский стал крупным музыковедом, членом-корреспондентом Академии наук СССР, профессором Ленинградской, Киевской и Одесской консерваторий, одним из руководителей Ленинградской филармонии, проректором Ленинградской консерватории, директором Ленинградского Института театра и музыки. Творческие контакты связывали Александра Оссовского с московским Музеем музыкальной культуры. Еще в 1940-х годах учёный обратил внимание сотрудников музея на важность научно-исследовательской работы с первоисточниками — авторскими рукописями, составляющими фондовую коллекцию. К числу таких первоисточников следует отнести и подаренную Оссовским рукопись Римского-Корсакова. Она привлекает внимание исследователей как интереснейший образец творческой работы автора «Золотого петушка».
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.