Воспоминания о годах Великой Отечественной войны в дневниках Александра Гольденвейзера

  • 21 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Практически на протяжении всей жизни выдающийся пианист, профессор Московской консерватории, Александр Гольденвейзер вел дневники. Эта привычка установилась с тех пор, как мама подарила четырнадцатилетнему Саше толстую тетрадь в старинном кожаном переплёте. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, Александр Борисович записывал в дневник впечатления о событиях прошедшего дня. В больших тетрадях, находящихся в фондах Музея музыки, сохранились не только воспоминания о жизни музыканта, но и записи о важных исторических событиях конца XIX — первой половины ХХ века.
22 июня 1941 года Гольденвейзер записал: «В 12 часов по радио передали речь Молотова о воздушном нападении в ночь на сегодня Германии и о переходе немцами нашей границы повсеместно»…
В дневнике пианиста говорится о том, что в Москве было введено военное положение, жители города каждую минуту ожидали налетов вражеских самолётов. Всем было тяжело, тревожно и трудно. Несмотря на частые звуки сирен и приближение войск противника, в городе продолжалась обычная жизнь: выпускники сдавали экзамены, заседали приемные комиссии, работа не останавливалась.
С первых же дней войны Александр Гольденвейзер, со свойственной ему энергией, начал готовить эвакуацию Центральной музыкальной школы и Московской консерватории, ректором которой он в то время являлся. Работы было очень много — к нему за помощью обращались коллеги-музыканты, ученики, знакомые, а Гольденвейзер старался никому не отказывать. Проявляя стойкость и мужество, он пытался поддерживать и у других боевой дух, хотя ему было уже 66 лет. И только дома, в одиночестве, он мог проявить слабость, делая очередную запись в дневнике: «Всех я должен спасать. Только обо мне никто не заботится».
В дневниках Александра Гольденвейзера времен Великой Отечественной войны отражены военные события, которые записывались автором в виде сводок с фронта. Новости, поступавшие в первые месяцы войны, усиливали тревогу Александра Борисовича. Ему казалось, что противостоять «гитлеровской лавине» будет очень сложно. Но постепенно записи в дневниках менялись, укреплялась вера в победу благодаря радостным сообщениям о наступлениях и продвижении Советской Армии.
Находясь в эвакуации, Гольденвейзер описывал жизнь в Нальчике, Тбилиси, Ташкенте и других городах, где он бывал. Благодаря дневниковым записям, мы знаем о стойкости русских людей, проявленной в непростое военное время.
Война не помешала Александру Борисовичу заниматься любимым делом. Он преподавал в Тбилисской консерватории, выступал с концертами, занимался композиторской деятельностью, вел активную общественную жизнь.
Дневники Александра Гольденвейзера времен войны показывают, что несмотря на все трудности и страхи, он верил в справедливость, добро, человечность и скорую Победу.
Ценные документы великих музыкантов — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Письмо Валентина Парнаха Борису Асафьеву

В собрании Музея музыки хранится письмо Валентина Парнаха Борису Асафьеву из Парижа от 1 декабря 1922 года. В нём Парнах сообщает, что планирует выпустить книгу о Мусоргском и просит предоставить ему материалы о постановках опер композитора в России.

Шахматный альбом Давида Ойстраха

В личном фонде Давида Ойстраха в Музее музыки хранятся многочисленные альбомы с фотографиями и газетными вырезками, рассказывающими о концертах великого скрипача во многих странах мира. Среди этих ценных артефактов почти незаметен маленький, размером с тетрадный лист, альбомчик.

«Московский извозчик» Паоло Трубецкого

В фондах Музея музыки хранится скульптурная композиция «Московский извозчик», переданная в музей в 1983 году. Она принадлежала Фёдору Ивановичу Шаляпину и была создана его другом, художником-скульптором Паоло Трубецким в Москве в 1901 году.