Воспоминания о годах Великой Отечественной войны в дневниках Александра Гольденвейзера

Выпуск 599
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Практически на протяжении всей жизни выдающийся пианист, профессор Московской консерватории, Александр Гольденвейзер вел дневники. Эта привычка установилась с тех пор, как мама подарила четырнадцатилетнему Саше толстую тетрадь в старинном кожаном переплёте. Каждый вечер, перед тем как лечь спать, Александр Борисович записывал в дневник впечатления о событиях прошедшего дня. В больших тетрадях, находящихся в фондах Музея музыки, сохранились не только воспоминания о жизни музыканта, но и записи о важных исторических событиях конца XIX — первой половины ХХ века.
22 июня 1941 года Гольденвейзер записал: «В 12 часов по радио передали речь Молотова о воздушном нападении в ночь на сегодня Германии и о переходе немцами нашей границы повсеместно»…
В дневнике пианиста говорится о том, что в Москве было введено военное положение, жители города каждую минуту ожидали налетов вражеских самолётов. Всем было тяжело, тревожно и трудно. Несмотря на частые звуки сирен и приближение войск противника, в городе продолжалась обычная жизнь: выпускники сдавали экзамены, заседали приемные комиссии, работа не останавливалась.
С первых же дней войны Александр Гольденвейзер, со свойственной ему энергией, начал готовить эвакуацию Центральной музыкальной школы и Московской консерватории, ректором которой он в то время являлся. Работы было очень много — к нему за помощью обращались коллеги-музыканты, ученики, знакомые, а Гольденвейзер старался никому не отказывать. Проявляя стойкость и мужество, он пытался поддерживать и у других боевой дух, хотя ему было уже 66 лет. И только дома, в одиночестве, он мог проявить слабость, делая очередную запись в дневнике: «Всех я должен спасать. Только обо мне никто не заботится».
В дневниках Александра Гольденвейзера времен Великой Отечественной войны отражены военные события, которые записывались автором в виде сводок с фронта. Новости, поступавшие в первые месяцы войны, усиливали тревогу Александра Борисовича. Ему казалось, что противостоять «гитлеровской лавине» будет очень сложно. Но постепенно записи в дневниках менялись, укреплялась вера в победу благодаря радостным сообщениям о наступлениях и продвижении Советской Армии.
Находясь в эвакуации, Гольденвейзер описывал жизнь в Нальчике, Тбилиси, Ташкенте и других городах, где он бывал. Благодаря дневниковым записям, мы знаем о стойкости русских людей, проявленной в непростое военное время.
Война не помешала Александру Борисовичу заниматься любимым делом. Он преподавал в Тбилисской консерватории, выступал с концертами, занимался композиторской деятельностью, вел активную общественную жизнь.
Дневники Александра Гольденвейзера времен войны показывают, что несмотря на все трудности и страхи, он верил в справедливость, добро, человечность и скорую Победу.
Ценные документы великих музыкантов — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.