Клавишные гусли конструкции Николая Фомина

  • 20 марта 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В экспозиции Музея музыки демонстрируются клавишные гусли конструкции Николая Петровича Фомина.
Создание Великорусского оркестра связывают с именем Василия Васильевича Андреева. Но был еще один человек, сыгравший ключевую роль в создании этого уникального коллектива. Увы, его имя до сих пор во многом остается в тени — это Николай Фомин. Андреев, при всей своей увлеченности и прекрасных организаторских способностях, был музыкантом-самоучкой, не знавшим даже нотной грамоты. Фомин же был настоящим профессионалом — он окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Николая Римского-Корсакова, обучался дирижированию у Антона Рубинштейна. Впоследствии Фомин сам стал профессором этой консерватории.
В 1888 году Николай Петрович присутствовал на концерте «Кружка любителей игры на балалайках». Как он писал в своей автобиографии, на него «произвела глубокое впечатление оригинально красивая новизна звучности инструментов, удивительная сыгранность ансамбля, четкая ритмичность и тонкая нюансировка». Со следующего года Фомин стал сотрудничать с этим коллективом. Он «занялся изысканием в области народных инструментов и установлением их строя; таким образом, явились новые колоритные элементы в виде оркестровых разновидностей домр, гуслей, свирели, брёлки и ударных инструментов». В Музее музыки хранятся оркестровые гусли работы Фомина — пикколо, прима, альт и бас.
В 1914 году специально для Великорусского оркестра Николай Петрович сконструировал клавишные гусли диапазоном пять октав с хроматическим строем и усиленной динамикой.
Предшественником инструмента можно считать прямоугольные гусли, которые появились в России еще в начале XVII века. Из-за сложности конструкции и изготовления, они получили распространение в дворянских усадьбах, в домах богатых горожан и даже при царском дворе. Эти гусли имели от 55-ти до 66-ти струн. Звукоряд был диатоническим, позднее он стал хроматическим. В конце XVIII — начале XIX века прямоугольные гусли успешно конкурировали в России с иноземными клавикордом и спинетом.
Клавишные гусли Фомина имеют клавиатуру фортепианного образца диапазоном в одну октаву. При нажатии на клавиши одноименные струны во всех регистрах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой исполнитель набирает на клавиатуре любой аккорд, а другой проводит по струнам плектром из твердой кожи. Особенно эффектными получаются на этих гуслях «всплески» арпеджированных аккордов.
Клавишные гусли, наряду с обычными, входят в состав современных народных оркестров.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина

Последние выпуски программы

Воспоминания о годах Великой Отечественной войны в дневниках Александра Гольденвейзера

Практически на протяжении всей жизни выдающийся пианист, профессор Московской консерватории, Александр Гольденвейзер вел дневники. Эта привычка установилась с тех пор, как мама подарила четырнадцатилетнему Саше толстую тетрадь в старинном кожаном переплёте.

Геликон завода «Пятилетие Октября»

В 1966 году из Московской государственной консерватории в Музей музыки были переданы 25 духовых инструментов — флейты, кларнеты, гобои, фаготы, трубы, туба и два геликона. Один из них, изготовленный в Санкт-Петербурге в начале ХХ века фирмой «Циммерман», вошёл в постоянную экспозицию музея.

«Василий Тёркин». Оперетта Анатолия Новикова

В Российском национальном музее музыки хранится автограф оперетты «Василий Тёркин» композитора Анатолия Новикова — автора более шестисот песен, народного артиста СССР, лауреата двух Сталинских премий, двух орденов Ленина.