«Агон» Стравинского и «Нью-Йорк Сити балет» на гастролях в СССР

Выпуск 590
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Осенью 1962 года произошло очень важное событие в истории отечественной музыкальной культуры. В СССР приехал Игорь Фёдорович Стравинский.
В Москве состоялось четыре концерта музыки маэстро, в том числе под управлением самого автора. В Кремлевском Дворце съездов труппа ленинградского Малого оперного театра показала три балета Стравинского: «Петрушка», «Жар-птица» и «Орфей». Затем композитор посетил Ленинград.
В это же время состоялся гастрольный обмен: балет Большого театра выступил в США, а одна из сильнейших балетных трупп того времени ― Нью-Йорк Сити балета во главе с Джорджем Баланчиным — приехала в Советский Союз.
«Агон» Стравинского и «Нью-Йорк Сити балет» на гастролях в СССР
В фондах Музея Музыки хранится программа гастрольных спектаклей балета «Нью-Йорк Сити». Прославленный коллектив показал в СССР балеты самого Баланчина и Джерома Робинса, среди них — «Агон» на музыку Стравинского в постановке Баланчина. Премьеры опер и балетов Стравинского всегда становились сенсацией.
«Агон», написанный композитором специально для труппы Баланчина, считается одним из знаковых балетов ХХ века и своеобразной энциклопедией стиля Стравинского, отражающей весь его творческий путь ― от русского периода через неоклассический к серийному. Импульсом к созданию «Агона» стала идея композитора «написать симфонию с танцем в главной роли».
Название балета переводится с греческого как «борьба», «состязание». Мысль так озаглавить сочинение возникла у Стравинского после чтения «Лягушек» Аристофана: в памяти композитора запечатлелся «большой агон» между Эсхилом и Эврипидом. Идея состязания реализована в балете в хореографических комбинациях четырех танцовщиков и восьми танцовщиц. Для Баланчина, имевшего профессиональное музыкальное образование, партитура композитора всегда служила главным источником вдохновения. Музыкальный талант был унаследован Баланчиным от отца, композитора Мелитона Баланчивадзе, которого называли «грузинским Глинкой». Баланчивадзе учился у Римского-Корсакова, его оперы ставились в Петербурге.
«Агон» Стравинского в хореографии Баланчина после Нью-Йорк Сити балета был поставлен также в Лондоне, Париже, Копенгагене, Гамбурге и других городах. Российская премьера состоялась в 1999 году в Большом театре.
Показанный на гастролях в СССР труппой Баланчина, «Агон» вызвал в прессе серьезную полемику: некоторые сцены критика сочла вызывающими. Вместе с тем, и публика, и специалисты восхищались техническим уровнем труппы Нью-Йорк Сити балет.
Постановка «Агона» признана одной из вершин многолетнего содружества величайшего новатора Игоря Стравинского и выдающегося хореографа Джорджа Баланчина. А афиши и программки его премьеры в СССР, хранящиеся в Музее музыки, стали настоящими раритетами
Ценные документы — важная часть нашей истории и культуры.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.