Концерт молодого Василия Сафонова

Выпуск 584
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фонд пианиста, педагога, дирижёра, директора Московской консерватории Василия Сафонова — один из крупнейших в коллекции Музея музыки. В перечне личных фондов ему по праву был присвоен первый номер. Один из ценных документов рассказывает о начале карьеры музыканта.
Пожелтевший листок бумаги сообщает о концерте в зале Общества ремесленников города Риги (этот прекрасный концертный зал существует и сейчас и называется «Большая гильдия»). Дата выступления — 11 февраля 1883 года. Участники — виолончелист Карл Давыдов, директор Санкт-Петербургской консерватории, виртуоз с мировой славой, и его молодые коллеги: пианист Василий Сафонов и его жена, певица Варвара Сафонова.
Концерт молодого Василия Сафонова
Сафонову только исполнился 31 год. Он окончил лицей с Большой серебряной медалью, получил чин титулярного советника и место в канцелярии Комитета министров, прослужил семь лет и, выйдя в отставку, поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, по окончании — с малой золотой медалью — сразу начал там преподавать фортепиано. Молодого пианиста пригласил Карл Давыдов, его учитель по классу камерного ансамбля.
Ему же принадлежала идея совершить совместное турне по западу Российской империи, по маршруту, включавшему нынешние Вильнюс, Ригу, Псков, Выборг, Хельсинки, Тарту, Таллинн и другие города. Василий Ильич не хотел оставлять молодую жену на целых два месяца, и Варвара Ивановна отправилась вместе с мужем. В концерте 11 февраля она спела две арии: «Три дня» Перголези, а также из «Свадьбы Фигаро» Моцарта.
Сафонов играл пьесы Шумана, Чайковского, Скарлатти, Рубинштейна, а также собственный Романс для фортепиано. В ансамбле с Давыдовым они исполнили виолончельную сонату Мендельсона и концерт самого Давыдова. Пианист заслужил благожелательные отклики слушателей и критики. Газеты писали: «Господин Сафонов обладает как пианист необычными свойствами. Такое туше, как его, одновременно лёгкое и сильное, каждый день не услышишь».
Осенью того же года состоялась ещё одна поездка Давыдова и Сафонова по городам Европы, но уже без Варвары Ивановны. В сентябре в семье Сафоновых родилась дочь, и супруга посвятила жизнь воспитанию детей (всего у Сафоновых было пятеро дочерей и трое сыновей).
Общение с Давыдовым дало Сафонову многое: в его исполнении появились утончённость и изящество. Виолончелист был очень требователен к самому себе и к партнёру. Василий Ильич вспоминал: «Когда однажды у Давыдова я играл начальные такты бетховенской виолончельной сонаты, он остановил меня и сказал: „‎Васенька, ты сделал пять ошибок в этих двух тактах"‎». И добавил: «моих ошибок».
Ценные архивные материалы — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.