Фотография Рахманинова — подарок Владимиру Вильшау

Выпуск 556
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В музейном фонде Сергея Рахманинова хранится его переписка со старинным другом, пианистом, профессором Московской консерватории Владимиром Робертовичем Вильшау. Эта переписка длилась более 20 лет после отъезда Рахманинова из России. 40 сохранившихся писем Вильшау и 15 ответных писем Рахманинова многое рассказывают о жизни двух друзей и единомышленников.
«Я знал Сергея Васильевича мальчиком лет шестнадцати с поступления в Консерваторию, и связь моя не прекращалась до конца его дней», — вспоминал Вильшау. Сказать такое о себе мог далеко не каждый из друзей композитора.
Фотография Рахманинова — подарок Владимиру Вильшау
Сергей Васильевич писал Вильшау из Нью-Йорка в середине 20-х годов: «Большая для меня радость получать твои письма и право, если бы не окаянная здешняя жизнь, отнимающая вместе с работой весь твой день — писал бы тебе чаще».
К одному из писем Рахманинова приложена фотография, которую композитор отправил по просьбе своего друга.
Сергей Васильевич сидит у рояля, держа руки на клавиатуре. На пюпитре стоят раскрытые ноты, но качество фотографии не позволяет разобрать их название. Повернув голову направо, Рахманинов смотрит прямо в объектив фотоаппарата. Перед ним на рояле — большая фотография жены Натальи Александровны и Софиньки, любимой внучки. Рукой Рахманинова сделаны две надписи: дарственная «Старому другу Владимиру Вильшау. Рахманинов. 18 апреля 1936 года», а на фотографии жены и внучки — «Наташа и Софинька».
Вот цитата из ответного письма Вильшау: «Твою карточку я получил и растроган был до слёз. Как приятно было увидать тебя мало изменившимся. Фотография Наталии Александровны с Софочкой, стоящая на рояле, вероятно, любимая тобой карточка, но здесь она за малой ясностью не даёт настоящего представления, ведь Софочке, вероятно, сейчас что-нибудь вроде лет восьми?». Конец цитаты. На самом деле внучке Рахманинова в 1936 году было уже 11 лет, просто фотография была сделана несколькими годами ранее.
Владимир Вильшау получил блестящее музыкальное образование — среди его учителей в Московской консерватории были Пабст, Танеев, Аренский. По окончании консерватории Вильшау стажировался в Америке у великого пианиста и педагога Феруччо Бузони. Затем преподавал в Московской и Тбилисской консерваториях. Ему была суждена долгая творческая судьба: Вильшау прожил почти 90 лет, уйдя из жизни на полтора десятилетия позже Рахманинова, в конце 50-х годов, в Москве. Владимир Вильшау оставил после себя прекрасных учеников-пианистов, а также фортепианное переложение в 4 руки одного из самых значительных рахманиновских произведений — Второй симфонии.
Редкие документы и фотографии — это важная часть нашей музыкальной истории.
Н. Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.