«Исламей» Балакирева в оркестровке Казеллы

  • 13 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Среди многочисленных нотных изданий Петра Юргенсона в коллекции Музея музыки привлекает внимание фортепианная фантазия Милия Балакирева «Исламей» в оркестровке Альфреда Казеллы. Эти ноты интересны не своим художественным оформлением — оно весьма скромно и вполне обычно для юргенсоновских изданий — а историей сочинения, которая растянулась почти на четыре десятилетия.
Идея фантазии на восточную тему зародилась у Балакирева после его кавказских путешествий. Композитор трижды побывал на Кавказе в 60-х годах 19-го века. Местный князь, с которым общался Балакирев, познакомил его с народными мелодиями. Одну из них — кабардинскую лезгинку под названием «Исламей» — Балакирев обработал для фортепиано. А конце 60-х появилась его фортепианная фантазия уже на две восточные темы — кабардинскую и татарскую. «Исламей» — одно из самых виртуозных фортепианных сочинений в русской музыке. Оно было рассчитано на исполнительские возможности блестящего виртуоза Николая Рубинштейна, и его исполнение всякий раз вызвало настоящий фурор.
«Исламей» Балакирева в оркестровке Казеллы
С тех пор многие композиторы пытались перевести фортепианное сочинение Балакирева на язык симфонического оркестра. Однако сам Милий Алексеевич не разрешил оркестровать своё детище ни композитору Камилю Сен-Сансу, ни пианисту Альфреду Корто. Но в 1907 году в Россию на гастроли приехал Альфредо Казелла. Пианист и композитор, он прибыл как аккомпаниатор знаменитого виолончелиста Пабло Казальса. В Санкт-Петербурге Казелла познакомился с известными русскими композиторами: Римским-Корсаковым, 70-летним Балакиревым и молодым Глазуновым. Молодой итальянский музыкант сумел расположить к себе российских коллег своим неподдельным интересом к русской музыке. И когда Казелла осмелился показать Балакиреву свою инструментовку «Исламея», тот неожиданно одобрил ее и разрешил публикацию. Интересно, что партитура создана Казеллой совсем без участия экзотических восточных инструментов, — за исключением турецкого барабана.
В 1910 году оркестровка «Исламея» была издана Петром Юргенсоном. На обложке указано имя Казеллы как автора инструментовки для симфонического оркестра, а на следующей странице напечатано факсимиле его надписи на французском языке: «Эту новую версию „Исламея“ я посвящаю в знак восхищения и симпатии Александру Зилоти. Альфредо Казелла. Париж, 1908 год».
Так в истории «Исламея» появилось ещё одно имя — известного пианиста и дирижёра Александра Зилоти.
Редкие нотные издания — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».